4 октября в Арт-кафе Вахтанговского театра первые зрители увидели "Сказку о попе и работнике его Балде". Инициатором спектакля стал актер Олег Лопухов, обладающий и режиссерским опытом. В качестве его партнера в комическом дуэте после долгих поисков пригласили стажера Николая Романовского. Режиссер-постановщик Александр Коручеков развил предложенные идеи и привнес свое видение.- В "Сказке о попе..." сильно балаганное, плащадное начало, - размышляет он– Два актера разыгрывают сказку, читают слова от автора, становятся персонажами истории.

Это абсолютно игровая ситуация. Ничего антиклерикального здесь нет. На месте попа мог быть и купец, и министр. Важно, что этот поп - жадный и мнительный человек, который сам себя наказал.

В самом деле, пушкинское произведение не случайно завершается укоризненным замечанием Балды: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной". Однако ключевой фразой детской сказки все же представляется: "Да понадеялся он на русский авось". За которой проступает вполне себе взрослая мудрость: на авось надеяться категорически нельзя, иначе жди беды.

Немного истории. В свое время Александр Сергеевич записал русскую народную сказку с подобным сюжетом в Михайловском. Источник, как нетрудно догадаться, его знаменитая няня Арина Родионовна. На основе услышанного поэт в Болдинскую осень 1830 года создал свой иронический шедевр. Кстати, при жизни автора так и не напечатанный. Летом 1831 года он читал его Гоголю. Тот пришел в восторг и сообщил в письме к другу: "Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая".

Возвращаясь в Арт-кафе. Конечно же, главный адресат нового спектакля - дети. Они, по сути, становятся сотворцами. Им задают загадки или просто вопросы. Призывают по ходу действия шуметь, свистеть, имитировать голоса животных. Они воспроизводят то, что уже знают о мироздании или интуитивно чувствуют, что видели и слышали. Как вскипает морская волна (когда-то была популярна игра: "Море волнуется. Раз. Море волнуется. Два..."), шелестит лес, поют птицы, долбит дерево неутомимый труженик дятел.

Разумеется, есть порой и принципиальная отстраненность от оригинала. Есть дополнения вроде оценки урожайности почвы: "Вставил палку - вырос ананас", лукавые реплики-сверки: "А у Пушкина так?" Или неожиданно встроенный в данный контекст, своего рода матросский гимн "Эх, яблочко, куда ты котишься?" с элементами темпераментной пляски. Вообще, многогранность исполнителей впечатляет. Они пластичны как профессиональные мимы, виртуозно исполняют хореографические номера, хорошо поют и умеют, что самое главное, зарядить собственной энергетикой зал.

Даже музыканты, артисты театрального оркестра Наталья Туриянская (фортепиано), Николай Мызиков (контрабас) и Евгений Полтораков (ударные) подхватывают общий настрой. И помимо непосредственной своей задачи - музыкального сопровождения - явно откликаются на происходящее. Мимикой, жестами.

Художник-постановщик "Сказки о попе и работнике его Балде" - Максим Обрезков. Он работает здесь как минималист. Что абсолютно оправдано. Небольшое сценическое пространство, всего два персонажа, которые, правда, представляют и лиц второстепенных - попадью и попенка, бесов -  старого и юного. Оказывается, чтобы выступить в роли хитроватой супруги, достаточно надеть на голову платок, а сынишки - тот же платок, но в виде слюнявчика. Прожженному черту предлагается скромный набор: цилиндр, красный шарф и "слепые" очки...

Для сказочного представления, рассчитанного и на самых маленьких, предусмотрено все: от уютного пространства кафе с близко расположенной сценой до продолжительности спектакля  (один час без антракта).

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

 

Премьера - 6, 19 октября на сцене Арт-кафе

Яндекс.Метрика