Московский театр имени Владимира Маяковского (Сцена на Сретенке) представляет премьерный спектакль "Сказки Венского леса" режиссера Никиты Кобелева по пьесе австрийца Эдена фон Хорвата (1901-1938). Имя для нас, за редким исключением, незнакомое, а между тем это выдающийся мастер, произведения которого идут в немецкоязычных театрах уже более 80 лет. И по частоте постановок практически не уступают пьесам великих драматургов - Шекспира и Чехова. Незаконнорожденный сын венгерского дипломата, он жил в разных городах Европы.

В том числе и в Берлине. Германию пришлось покинуть после факельного шествия нацистов 30 января 1933 года. Его книги, включая написанные двумя годами ранее "Сказки Венского леса", были запрещены и публично сожжены на площади в Мюнхене. Политика косвенно отражена в личности одного из героев пьесы, далеко не ключевой фигуры повествования. Есть там такой студент Эрих. Будущий юрист, как бы интеллектуал, ценитель музыки Пуччини и романов Достоевского. И он же привычно восклицает "Хайль!", выбрасывая руку вперед в воинственном жесте, а в качестве хобби предпочитает стрельбу по мишеням. Тот вопрос, который многих потом мучил: как нация с богатейшим культурным и нравственным наследием могла поддаться гитлеровскому мороку?

Впрочем, главное в "Сказках..." все-таки проблемы личные. И герои - чистой воды обыватели, обитающие в одном из пригородов Вены. Хозяин мясной лавки Оскар, правильный и недалекий юноша, влюбленный в соседку. Прехорошенькая Марианна, которой до смерти не хочется за него замуж, но отец велит. Владелица табачного магазинчика,  немолодая уже кокетка Валери, мечтающая о пылких страстях. Ее любовник Альфред, типаж малоприятный, и, увы, распространенный: альфонс, игрок, бездельник. В день помолвки Оскара и Марианны случается нечто, перечеркнувшее сценарий. Девушка безумно влюбляется в Альфреда и прилюдно порывает с женихом. Ну а дальше как водится: вне брака живет со своим избранником, рожает ему сына и, в конце концов, оказывается у разбитого корыта. Хрестоматийный сюжет о "соблазненной и покинутой" не исчерпывает содержания спектакля. Речь идет о предательстве в самом широком смысле. Всех и вся. И того, кого предавать особенно грешно, - невинного младенца. Пережив все бури, люди возвращаются в ту же гавань и начинают с чистого листа, объединившись в те же эфемерные союзы. Правда, Марианна заплатит дорого, ей предстоит жить дальше с выжженной душой.

Не стоит, однако, думать, что на сцене царит беспросветный мрак. Это драма, но сатирическая. Эден фон Хорват находит сочные краски в обрисовке характеров. Его герои шутят, флиртуют, пляшут, выясняют отношения, выпивают, угощаются в не самое сытое время (экономический кризис!). И устраивают на берегу Дуная ту самую, так неожиданно закончившуюся помолвку.

Сложно переоценить значение праздничных вальсов Иоганна Штрауса, органично включенных в ход действия. Они олицетворяют мечту, столь непохожую на все происходящее с людьми. Вот почему так коротки эти музыкальные вставки: мечта не выдерживает лобового столкновения с реальностью.

Исполнители главных ролей - нынешние номинанты на "Золотую маску" Анастасия Дьячук (Марианна) и Вячеслав Ковалев (Альфред). После пресс-показа они сказали несколько слов журналистам.

 

 

 

Анастасия Дьячук:

- Этой пьесы нет в Интернете, ее не купишь и в магазине. После первой читки в театре я испытала шок. На мой взгляд, это один из лучших образцов мировой драматургии. Каждый найдет здесь важное лично для себя. Я, например, в чем-то пересмотрела свое отношение к жизни и людям.

Вячеслав Ковалев:

- В самом деле, потрясающий материал. И потрясающая личность автора. У меня восторг перед этим человеком. Перед его талантом, жизнью. Она, к сожалению, оказалась короткой. Знаете, он всегда боялся грозы. И так случилось, что его убила ветка, когда в дерево ударила молния...

Премьера "Сказок Венского леса" 3, 4, 20 февраля 2018 года (Сцена на Сретенке)

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика