Исключительный по своей значимости проект «Венеция Ренессанса. Тициан. Тинторетто. Веронезе» представляет Государственный музей изобразительных искусств  им. А.С. Пушкина.- Чтобы сделать такую выставку, - подчеркнула Марина Лошак, генеральный директор ГМИИ, - нужна была гигантская команда и партнерство между странами-участниками. Из  музеев и церквей Италии, Эрмитажа, ГМИИ  впервые в таком составе собраны 23 первоклассных произведений, некоторые из которых никогда не выставлялись за пределами Италии.

По мнению присутствовавшего на пресс-показе Чезаре Мария Рагальини, посла Италии в РФ, картины подарят самые яркие переживания посетителям музея. Цвет и свет настолько сияют с полотен, что невозможно не восхититься мастерством этих великих  венецианских мастеров прошлого. Кроме того, выставка констатирует, что отношения между Россией и Италией развиваются позитивно, не смотря на нелегкие отношения с Евросоюзом в целом. Хранитель итальянской живописи, доктор искусствоведения и куратор выставки Виктория Маркова дала краткие, но очень точные определения каждому художнику. Тициан – первый европейский художник, влияние которого простирается до наших дней. Тинторетто – мелодраматичен, а Веронезе – повествователен, и он самый молодой.

Тициан Вечеллио, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус и образование, но в их творчестве есть общее: все выполняли заказы для церквей Венеции и прилегающих территорий, а также
работали по частным заказам политиков и влиятельных персон. Вместе с тем каждый из них занимал свою определенную нишу, обращаясь к
разным слоям общества. В роскошном многообразии выставки все-таки можно выделить картину Тициана «Саломея», принадлежащую собранию частной галереи Дория Памфиля в Риме. В Евангелие сказано, что мать Саломеи, Иродиада, состояла в связи с братом своего мужа, Иродом Антипой, за что осуждалась Иоанном Крестителем. Ирод Антипа сам хотел убить Иоанна, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Танец юной Саломеи на дне рождения Ирода Антипы привел к тому, что тот согласился выполнить любое ее желание. Будучи наученной своей матерью, Саломея потребовала убить Иоанна Крестителя. И после казни ей была принесена на блюде его голова. Вот этот момент и запечатлел художник в своем произведении, которое привлекает поэтичностью образа и яркой красочностью.

Три произведения на выставке принадлежит российским собраниям. Это одна картина из Эрмитажа – «Святой Георгий с принцессой» Тинторетто. Одна из ГМИИ «Воскресение Христа» Веронезе, которая предстала перед зрителями после реставрации, проведенной Н.С. Кошкиной, зав.мастерской реставрации живописи (ГМИИ), а также композиция Тициана «Венера и Адонис», которую можно считать одной из сенсация выставки. Пропустить эту работу невозможно: фигуры Венеры и Адониса поражают своей яркостью и натуральностью, они выглядят почти как в формате 3D. Опознанная как работа великого мастера научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина  В.Э.Марковой, картина лишь недавно вошла в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалась. 

Выставка  открыта в Главном здании (Волхонка, 12)  с 9 июня – 20 августа 2017

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика