«Над барьерами-2» - вечер русско-американской музыки, прошедший в БЗК.  Художественный руководитель Игорь Райхельсон ставил в этих концертах две благородные задачи: показать творчество композиторов и музыкантов обеих стран и внести свою лепту в улучшение отношений между РФ и США.  Как говорят опросы, более 50% американцев и россиян считают друг друга настроенными недружелюбно. О сложившейся пессимистичной ситуации между Америкой и Россией маэстро с оптимизмом заметил: «Хуже не будет».

 В своем творчестве Игорь Райхельсон гармонично сочетает классический и джазовый стили. - Его музыка поднимается над барьерами условностей жанров и границ стран, - считает Юрий Башмет. Сам композитор написал: - Когда на душе не очень весело, депрессия, у меня получается лучше. А когда все хорошо – музыка пишется труднее. Шелестеть внутри должно… Человек в момент хорошего, сбалансированного состояния не достаточно наполнен. Далеко не надо ходить. Возьмите Рахманинова. Человек невесёлый, приехавший в Америку и написавшего там Третий концерт и Симфонические танцы – ему было нелегко там жить. Присутствие ностальгии мы видим в каждой его строчке, его музыка проникает  до костей. Человек реагирует на музыку сердцем, не мозгами. Тогда музыка будет жить.

Концерт открылся великолепным исполнением увертюры «Слава» Л. Бернстайна Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». Увертюра посвящена великому музыканту и человеку  мира М. Л. Ростроповичу.

Затем прозвучали Вариации на тему Паганини для  фортепьяно с оркестром С.В. Рахманинова. Солист -  Вадим Холоденко,  В мае 2013 г. он был удостоен премии и золотой медали  одного из самых престижных фортепианных состязаний – XIY Международного конкурса им..Вана Клиберна. На концерте  его исполнение Вариаций на тему Паганини было безукоризненно в техническом отношении, с мягким звуком и весьма сдержанно. В конце первого отделения - Сюита №2  И. Стравинского для оркестра, состоящая из нескольких разнообразных частей с солирующими партиями флейты, трубы и тромбона. Эта Сюита была сочинена в пародийно -комедийной форме. Исполнение прекрасное.

Вместо заявленных в программе трёх произведений Игоря Райхельсона, во втором отделении прозвучало только одно: Концерт для альта с оркестром. Оркестр «Новая Россия», дирижер Джон Аксельрод (США).Солистка - Юра Ли (Корея-США). Это яркое запоминающееся произведение имело самый большой успех у зрителей. Печальные, лирические темы альта в первой и третьей части, в виде танца с элементами вальса во второй. И позитивная, в джазовом ритме четвертая часть. Блистательная Юра Ли – профессор по классу скрипки в дрезденской Высшей школе музыки им.Карла Марии фон Вебера. Ей удается совмещать преподавание и концертную деятельность Джон Аксельрод - главный дирижер Миланского симфонического оркестра имени Дж.Верди и Королевского симфонического оркестра в Севилье. Другие два заявленных произведения: Адажио для альта и струнных (написано для Ю.Башмета) и Джазовая увертюра для альта (Ю.Башмет), саксофон (И.Бутман), рояль (И.Райхельсон) и оркестр «Новая Россия» (под/у Д. Аксельрода), исполнены не были из-за отсутствия Юрия Башмета.

"Кубинская увертюра" Д. Гершвина. Замечательные кубинские темы, яркие, ритмические мелодии. Звучала эффектно и слаженно под руководством дирижёра. Впечатляющий, заключительный аккорд вечера -  "Кармен – фантазия» Н. Левиновского в исполненииБиг-бэнда Игоря Бутмана, солистов Екатерины Асташовой (скрипка) и Игоря Бутмана (тенор – саксофон).  В 1984 году И. Бутман был приглашён Николаем Левиновским в ансамбль «Аллегро» и играл в нем  нескольких лет, вплоть до отъезда в Америку. Музыка Левиновского в «Кармен – фантазии» написана в чисто джазовом стиле.  Это популярное переложение  некоторых тем любимой публикой оперы Бизе «Кармен».

Давид Файнгор 

Яндекс.Метрика