Театр “Чеховская студия» при музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» представил премьеру спектакля «Рулетенбург» (режиссер  Владимир Байчер) по роману Ф.М.Достоевского «Игрок» в Театральном музее им. А. А. Бахрушина. «Рулетенбург» - это первоначальное название романа. Взяться за написание «Игрока» писателя заставили денежные проблемы. Известно, что  Достоевский  страстно увлекался игрой, к примеру, в Баден-Бадене, который посетил за свою жизнь дважды, он проигрался в рулетку, что называется дотла.

Владимир Байчер перенес действие романа в 30-е годы прошлого столетия, когда русская эмиграция наводнила Европу. Перипетии в судьбах героев в меняющемся мире после революции и первой мировой войны кружатся перед зрителем в вихре яркого и темпераментного танго.  В центре действия -  рулетка, управляющая жителями города, которые  попали под власть  Мамоны, языческого бога богатства. Как известно, искушение богатством одно из трех самых сильных искушений, названных в Новом завете.

 По словам режиссера Владимира Байчера, никаких фиг в кармане в спектакле не будет. Героев играют мужественные мужчины, прекрасных «достоевских» дам –  очаровательные женщины. На сцене не найдется места эпатажу и насилию, зато будет много музыки и танцевальных номеров, над постановкой которых работала хореограф Наталья Шурганова. Перефразируя известное чеховское выражение, герои романа Достоевского в этом спектакле любят, ненавидят, пьют чай, носят свои пиджаки, а в это время рушатся не только их судьбы, но и мир, в котором они живут.

В кратком изложении сюжет пьесы выглядит так: Алексей Иванович, влюбленный в молодую девушку Полину, выигрывает в рулетку деньги, чтобы помочь ей. С тех пор игра становится его манией. Он постепенно все свои силы, все свои мечты кладет на алтарь игры. Но он не просто слабовольный человек, он в своем роде поэт. Он даже стыдится того, что занимается игрой, однако в то же время он чувствует себя героем, потому что все время идет на риск.

Довольно оригинально решено сценическое пространство спектакля: действие разворачивается на 360 градусов. Зрители окружают сцены, как рулеточный стол, и сами оказываются участниками происходящего перед ними. У каждого могут быть свои ставки, сопереживания.

Все роли в «Рулутенбурге» исполняют актеры «Чеховской студии» и только на роль бабуленьки была приглашена замечательная актриса Татьяна Ташкова, заслуженная артистка России.  Ее творческая судьба переплетена с произведениями Достоевского. В спектакле, по замыслу Байчера, ее героиня  предстает  не больной, немощной, а энергичной, подвижной и дает нагоняй всем русским бездельникам Рулетенбурга, зараженным пагубной страстью к игре. Но потом и сама заражается вирусом Мамоны. Большие деньги, выигранные в первый день, под ноль проигрывает на следующий день.  Хочется отметить игру и других актеров, все они имеют хороший потенциал, который позволит им постепенно совершенствоваться в своих ролях.

В прошлом году, в день 150-летия со дня окончания работы Федора Михайловича над романом,  Владимир Байчер объявил о решении ставить «Игрока». И сейчас  роман обрел новую жизнь, его персонажи ожили на сцене,  делясь  своими чувствами, мыслями, переживаниями со зрителями.  Кажется, что они совсем не похожи на нас, людей XXI века. Но  мы, бесспорно,  точно также  не выдерживаем искушения богатством. И в этом смысле мы все те же, без перемен.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика