В мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина начала работу выставка "Вдоль по Питерской". На церемонии открытия генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки Михаил Брызгалов сказал: - У выставки, может быть, неожиданное название. Но очень точное. Ведь первое, что приходит в голову, мысль о Шаляпине. О его блестящем исполнении этой народной песни - классики жанра.
Экспозиция получилась многомерной. Во-первых, она погружает в пеструю московскую среду рубежа веков, в которой обитал и Федор Шаляпин. Наиболее мощно и полнокровно ее изобразил писатель Владимир Гиляровский в книге "Москва и москвичи", получившей неформальный, но от этого не менее почетный статус "энциклопедии народной жизни". В авторской редакции она увидела свет в 1926 году. 90-летний юбилей отмечен новым изданием с иллюстрациями художника Аркадия Мелик-Саркисяна, выпущенным издательской группой "Арбор". Ее руководитель Сергей Касьянов рассказал:
- Мы выпускаем три книги в год. Это причудливые книги. По несколько лет ищем художников. Аркадий Мелик-Саркисян, думаю, один из лучших рисовальщиков страны. В его произведениях заключена та легкость, за которой скрыт напряженный труд. Достаточно сказать, что на один законченный лист приходилось двадцать выброшенных.
Сам художник был немногословен:
- Было тяжело. И в прямом смысле тоже, физически тяжело. Над иллюстрациями к Бунину я работал около года. К "Москве и москвичам" Гиляровского примерно столько же.
За него говорили многочисленные работы, представленные на выставке. Невероятное разнообразие человеческих типажей. Городовые, купцы, трактирщики, студенты, торговки, извозчики, нищая братия. "Легкая карандашная графика на полях - будто репортерские наброски, сделанные самим великим бытописателем", - так "Арбор" охарактеризовал эти колоритные, где-то даже гротескные портреты (а их в новой книге более 200).
Посетители обнаружат и совсем другую ипостась творчества мастера. Листы, на которые его вдохновил Иван Бунин, завораживают. В них - мимолетность счастья и неизбывность горечи. Того, что стало основой поэтики "Солнечного удара" и "Темных аллей"...
Новая музейная выставка - это своего рода путешествие по нашему городу во времена "Дяди Гиляя" и знакомство с "ближним кругом" Федора Шаляпина. В него входили Гиляровский, Горький, Рахманинов, Бунин и другие выдающиеся современники. Есть письмо Горького Чехову, в котором автор пишет: "В конце августа поселился с Шаляпиным. Очень он понравился мне - простой, искренний, славный парень!" Странно звучит это просторечное "парень" в отношении великого певца, который предстает на портретах человеком с орлиным взором и аристократической выправкой. Что-то проясняет ремарка Бунина, встретившаяся в его мемуарах: "В молодости он (Шаляпин - Л.Р.) был крайне простонароден с виду, но с годами все менялся и менялся... В последний раз я видел его месяца за полтора до его кончины... Он сидел в кресле, в широком черном шелковом халате, в красных туфлях, с высоко поднятым надо лбом коком, огромный и великолепный, как стареющий лев. Такого породистого величия я в нем прежде никогда не видел".
Небольшую экскурсию для гостей музея, пришедших на открытие выставки, провела музыковед Ольга Панкратова:
- Мы попытались показать Шаляпина в новом ракурсе. В его взамоотношниях с друзьями, творческой интеллигенцией. В шаляпинской библиотеке было много редких книг. Часть из них можно увидеть в этой экспозиции. То, что сохранило энергетику его рук.
Среди экспонатов - мебель, предметы обихода. Такие для нас экзотические, как, например, приспособление для шнуровки ботинок. Аксессуары, одежда начала прошлого века, в том числе один из костюмов Федора Ивановича, в котором он выступал на сцене. Духи певца, его любимые сигареты. Печатные издания, афиши, письма.
Музыкальный фон создавали аудиозаписи песен и романсов в исполнении легендарных Вари Паниной, Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой. Вечер закончился концертом студентов Московской консерватории. И первым номером стал, конечно, хит на все времена "Вдоль по Питерской".
Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова