В 17-й раз в гости к Чехову  в Мелихово съехались театры, чтобы  показать свою интерпретацию «Чайки», «Вишневого сада», «Дяди Вани» и др. Среди участников международного фестиваля «Мелиховская весна» –  Академический русский театр драмы им. М.Горького из Астаны, Драматический театр им. Луначарского из Севастополя, Санкт-петербургский «Театр Дождей».  Владимир Байчер, директор фестиваля, отметил, что «уникальность проекта состоит в том, что фестиваль дает возможность соединить музейное и театральное пространство».

  Мне довелось побывать  на открытии  фестиваля, где  был показан  неожиданный спектакль «Нина» режиссера Инны Соколовой-Гордон Театра «Русская сцена» из  Берлина. Драматург  Матей Вишнек  придумал продолжение  «Чайки», которая весьма органично вписывается в чеховскую стилистику. Перед началом спектакля Инна Соколова-Гордон прокомментировала, почему она взялась за продолжение «Чайки»? – Главное, у меня с автором пьесы есть пересечение мыслей по поводу будущего ее героев. В Германии эта пьеса  впервые прозвучала на русском языке.  И вообще, надо сказать, что в Европе Чехова очень любят и ценят как драматурга. Его рассказы значительно меньше там известны.

 Нина и Треплев встречаются через  20 лет 24 февраля 1917 года. Нина (Светлана Лучко), убежав от Тригорина (Вадим Граковский), разыскивает Треплева (Андрэ Мошой), который выжил, (хотя стрелял в себя дважды, один раз из-за матери, другой раз из-за Нины) и по-прежнему ее любит.  Нина говорит ему: «Вы преследовали меня тайно, Костя. Почему вы преследовали меня?» Кругом волнения, стрельба, забастовки, а они сидят в загородном имении Треплева, засыпанном снегом, и предаются воспоминаниям.

Нина рассказывает свою жизнь, перипетии которой актуальны для  женщин и сегодня. Она, юная девушка, погналась за зрелым мужчиной, известным писателем, вообразив, что обретет  яркую  и счастливую жизнь. Но судьба распорядилась иначе: из нее не получилась великая  актриса, Тригорин так на ней и не женился,  общего ребенка сохранить не удалось.  Нину переполняет ненависть, она просит Треплева убить обидчика, когда тот появится. Тригорин приезжает за ней, просит  вернуться к нему, поначалу она отказывается, дерзит.

Треплев несколько раз нацеливает на соперника ружье, но выстрелить не решается.  Тригорин поучает Треплева: «Никогда не обещайте женщине сделать ее счастливой».  2 марта 1917 года приходит известие, что царь Николай II отрекся от престола.  Нина  погружена в себя и снова понимает, что Треплев не герой ее романа.  В результате, как и 20 лет назад, она снова выбирает Тригорина.

   Спектакль смотрится на одном дыхании. Тут все: и сопереживание героям, и вера в то, что только так, никак иначе,  и  могло случиться с этими  до мозга костей чеховскими персонажами. Актеры буквально живут на сцене, нет ощущения игры, натянутости. А есть чувство жалости к этим людям, мечты которых не сбылись.  Илья Гордон, директор театра «Русская сцена»,  сам себе ответил на вопрос: - Зачем театры приезжают на  фестиваль «Мелиховская весна? Чтобы сверить часы. Здесь чеховские вещи  звучат особенно.

Старт фестиваля, безусловно, получился  удачным запоминающимся. Потом гостей ждал концерт с появлением доктора Чехова, который, как выяснилось, любил лошадей и воздушные шары. Зрители могли насладиться выступлением  двух гнедых и одной белой лошади, а под занавес доктор Чехов  поднялся в воздух на шаре над своим имением.  Хочется надеяться, что Антон Павлович, глядя  сверху,  одобрил все происходящее на этом очередном празднике.

Светлана Телятникова 

Яндекс.Метрика