В 17-й раз в гости к Чехову в Мелихово съехались театры, чтобы показать свою интерпретацию «Чайки», «Вишневого сада», «Дяди Вани» и др. Среди участников международного фестиваля «Мелиховская весна» – Академический русский театр драмы им. М.Горького из Астаны, Драматический театр им. Луначарского из Севастополя, Санкт-петербургский «Театр Дождей». Владимир Байчер, директор фестиваля, отметил, что «уникальность проекта состоит в том, что фестиваль дает возможность соединить музейное и театральное пространство».
Мне довелось побывать на открытии фестиваля, где был показан неожиданный спектакль «Нина» режиссера Инны Соколовой-Гордон Театра «Русская сцена» из Берлина. Драматург Матей Вишнек придумал продолжение «Чайки», которая весьма органично вписывается в чеховскую стилистику. Перед началом спектакля Инна Соколова-Гордон прокомментировала, почему она взялась за продолжение «Чайки»? – Главное, у меня с автором пьесы есть пересечение мыслей по поводу будущего ее героев. В Германии эта пьеса впервые прозвучала на русском языке. И вообще, надо сказать, что в Европе Чехова очень любят и ценят как драматурга. Его рассказы значительно меньше там известны.
Нина и Треплев встречаются через 20 лет 24 февраля 1917 года. Нина (Светлана Лучко), убежав от Тригорина (Вадим Граковский), разыскивает Треплева (Андрэ Мошой), который выжил, (хотя стрелял в себя дважды, один раз из-за матери, другой раз из-за Нины) и по-прежнему ее любит. Нина говорит ему: «Вы преследовали меня тайно, Костя. Почему вы преследовали меня?» Кругом волнения, стрельба, забастовки, а они сидят в загородном имении Треплева, засыпанном снегом, и предаются воспоминаниям.
Нина рассказывает свою жизнь, перипетии которой актуальны для женщин и сегодня. Она, юная девушка, погналась за зрелым мужчиной, известным писателем, вообразив, что обретет яркую и счастливую жизнь. Но судьба распорядилась иначе: из нее не получилась великая актриса, Тригорин так на ней и не женился, общего ребенка сохранить не удалось. Нину переполняет ненависть, она просит Треплева убить обидчика, когда тот появится. Тригорин приезжает за ней, просит вернуться к нему, поначалу она отказывается, дерзит.
Треплев несколько раз нацеливает на соперника ружье, но выстрелить не решается. Тригорин поучает Треплева: «Никогда не обещайте женщине сделать ее счастливой». 2 марта 1917 года приходит известие, что царь Николай II отрекся от престола. Нина погружена в себя и снова понимает, что Треплев не герой ее романа. В результате, как и 20 лет назад, она снова выбирает Тригорина.
Спектакль смотрится на одном дыхании. Тут все: и сопереживание героям, и вера в то, что только так, никак иначе, и могло случиться с этими до мозга костей чеховскими персонажами. Актеры буквально живут на сцене, нет ощущения игры, натянутости. А есть чувство жалости к этим людям, мечты которых не сбылись. Илья Гордон, директор театра «Русская сцена», сам себе ответил на вопрос: - Зачем театры приезжают на фестиваль «Мелиховская весна? Чтобы сверить часы. Здесь чеховские вещи звучат особенно.
Старт фестиваля, безусловно, получился удачным запоминающимся. Потом гостей ждал концерт с появлением доктора Чехова, который, как выяснилось, любил лошадей и воздушные шары. Зрители могли насладиться выступлением двух гнедых и одной белой лошади, а под занавес доктор Чехов поднялся в воздух на шаре над своим имением. Хочется надеяться, что Антон Павлович, глядя сверху, одобрил все происходящее на этом очередном празднике.
Светлана Телятникова