На Малой сцене МХТ им. А.П. Чехова прошел пресс-показ спектакля «Телефон доверия» по пьесе Максима Чертанова. Режиссер – Юрий Кравец, в прошлом воспитанник саратовской театральной школы, ныне актер и первый заместитель директора-худрука Художественного театра, педагог и директор Московской театральной школы Олега Табакова.  Два года назад поставленный им спектакль «Про любовь» по пьесе Михаила Рощина был принят в репертуар знаменитого театра. «Телефон доверия – пьеса об одиночестве. Вот как Юрий Кравец  объясняет свой выбор:

   «Мне интересно все, что приходит с людьми, когда они остаются один на один со своими проблемами. Каждый может оказаться в стрессовой ситуации, когда нужна психологическая поддержка. Хорошо, если рядом семья, близкие, а если человек одинок? Порой один телефонный звонок способен изменить ситуацию к лучшему, что и происходит в нашем спектакле. Мне как постановщику, повезло с актерами. Это мой первый режиссерский опыт работы с профессиональными артистами на сцене Художественного театра. Спасибо, что они не испугались, поверили в меня, а то ведь по-разному случается. Работали самоотверженно, с теплотой к зрителям».

  Зрители это оценили. И полтора часа, что идет спектакль, много смеялись, сопереживая  героям. Действие на сцене разворачивается одновременно на трех площадках. Одна – офис службы «Телефон доверия» в провинциальном городке. Три сотрудника – две милые дамы и один молодой мужчина, помогающие снять стресс и душевное напряжение невидимым собеседникам по ту сторону телефонного провода. Каждый разговор они по-доброму начинают с неизменной фразы: «Да какие это проблемы!» У них, можно догадаться, и своих предостаточно. Но утешать – их профессиональный долг. Они легко манипулируют словами, не сильно вдаваясь в подробности. Ведь и у них, по сути, похожие проблемы. Красавица Жанна не перестает вязать на спицах, Артем откровенно скучает, а опытная начальница службы Ксения Ивановна всем позвонившим дает один универсальный совет – завести собаку. И игра актеров, и узнаваемые реплики вызывают смех в зале. Но не все так благодушно, как кажется.

   На второй площадке (она представляет собой две квартиры) обстановка иная. В одной бьется как раненная птица в клетке Алиса, врач-гинеколог.  Она ждет звонка, но телефон молчит. В ожидании она готовится к выходу в свет: то лабутены примерит с красным платьем, то ботфоры с желтым, то что-то лиловое с кроссовками. Наряды Алисы – единственные яркие пятна в оформлении спектакля. И в декорациях, и в костюмах исполнителей царит ровный серый тон. У психологов серый цвет- знак закрытости, замкнутости. Здесь доминирующий серый как бы подчеркивает отстраненность персонажей от лишних эмоций. Но жизнь в своем замкнутом, пусть и комфортном мирке, не избавляет от проблем. Наоборот, порождает новые. Вот и Алиса не просто лихорадочно штурмует свой комод с модным прикидом , а кричит: «Обратите на меня внимание (красный цвет), я хочу выделяться (желтый цвет), я хочу любить и быть любимой (лиловый цвет).

   За стеной мается от мысли свести счеты с жизнью Сергей Сергеевич, не очень молодой мужчина на костылях, заедающий стресс новыми порциями еды. И от отчаяния решается на последний звонок в «Телефон доверия». Что-то смущает Артема в этом тревожном звонке, беспокоит: «А где вы живете? Извините, я еду к вам!» Ехать далеко не пришлось. Волею судеб все оказались в одном доме по соседству. И вот уже все персонажи собираются в квартире повеселевшего Сергея Сергеевича. Кажется, благодаря «Телефону доверия» у него появился шанс снова быть счастливым.

   Спектакль оставляет приятное впечатление от мастерски подобранного актерского ансамбля. Особенно впечатляют мягкий юмор и комедийность опытного мастера Сергея Беляева (Сергей Сергеевич), молодого артиста Дмитрия Власкина, составивших яркий дуэт. Хрупкой и беззащитной, несмотря на профессию врача-гинеколога, показала свою героиню Ольга Воронина (Алиса). Трогательный образ «крутой» Ксении Ивановны получился у Юлии Чебаковой, особенно в сцене раскаяния матери, забросившей ради карьеры семью и детей. Нашла новые краски для своей невозмутимой красавицы Жанны Юлия Ковалева.

    Было бы наивно полагать, что один талантливый спектакль способен повлиять на проблему одиночества. А вот подбодрить вполне может. Несмотря на смех в зале, он несет серьезный месседж зрителям: надо быть добрее к людям, надо жить не только своими проблемами.

На мой взгляд, спектакль «Телефон доверия» поставлен в лучших традициях Художественного театра, когда зрители покидают зал не только отдохнувшими расслабленными, но и с легкой печатью задумчивости на лице.

 Нелли Проторская,  фото Светлана Телятникова 

Яндекс.Метрика