16 июля на Новой сцене Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой состоялось торжественное закрытие 89 театрального сезона. Впрочем, вопреки этой бюрократической формулировке царила атмосфера  вполне домашняя. С шутками и репликами из зала. Однако художественный руководитель театра, народный артист России Олег Меньшиков сумел остаться в формате мероприятия, на котором принято подводить итоги:

 

- Мы заканчиваем сезон, на мой взгляд, очень хорошо. И в творческом, и в организационном плане. Мне знакомый на днях сказал: "Сколько же людей спрашивают лишний билетик в театр Ермоловой!" И это в наше-то время!

Мы, конечно, падали, в чем-то ошибались, но я уверен: правильной дорогой идем. В этом сезоне зрители увидели пять премьер. Это много. Тем более что спектакли абсолютно разные. Главное событие - открытие Новой сцены, которая оправдывает все наши надежды.

   Закрытию сезона уже в третий раз сопутствует вручение премии имени Андрея Лобанова - народного артиста РСФСР, выдающегося театрального режиссера и педагога, руководившего театром с 1945 по 1956 год.

  Премия, учрежденная Олегом Евгеньевичем, вручается тем, кто принимал участие в выпуске премьерных спектаклей. И носит она совершенно демократический характер: выдвигать соискателей могут лишь члены творческого коллектива. Отсюда - столь горячие поздравления лауреатов, что искренне порадовало худрука. Наверняка в подобном отношении коллег (а представители актерского цеха, как, впрочем, и люди других творческих профессий, весьма ревниво относятся к успехам друго друга) сказывается не только мера таланта награжденных, но и их человеческое обаяние. 

   Итак, имена победителей: Сергей Землянский ("Лучший режиссер"), Дарья Мельникова ( "Лучшая женская роль"), Егор Харламов ("Лучшая мужская роль"). Были названы и обладатели приза зрительских симпатий: Кристина Асмус и Александр Петров. А очень симпатичный актер Всеволод Болдин получил от коллег неофициальный приз в провозглашенной ими номинации "За самое азартное исполнение роли".

   И, наконец, самая главная премия, к которой идут всю жизнь. "За выдающийся вклад в развитие русского театра" был награжден Леонид Зорин, прошлой осенью отметивший свое 90-летие.

   - Я счастлив , что в жизни у меня был и есть этот театр. И что он находится сегодня в такой блестящей форме.- сказал патриарх отечественной драматургии.

 - Я невольно вспоминаю тот август пятьдесят третьего, когда впервые пришел сюда. И впервые увидел Андрея Михайловича Лобанова, поразительного мастера и великого человека, не оцененного своим временем.

   Вскоре произошли драматические события: в Ермоловском театре была поставлена пьеса Зорина "Гости", рассказывающая, по определению самого автора, о перерождении власти, ее деградации. После первого же показа началась последовательная травля. Спектакль оперативно изъяли из репертуара. Была спущена с поводка пресса. И драматург, и худрук оказались в больнице.

   Народный артист СССР Владимир Андреев, в общей сложности около 40 лет возглавлявший театр имени М.Н. Ермоловой, в своем выступлении так прокомментировал эту печальную историю:

   - Еще очень молодой Леонид Генрихович написал пьесу "Гости" уже после смерти Сталина. Тогда появилась надежда, что теперь можно будет открыто защищать маленького человека. Оказывается, все мы ошибались. Не было ни одного собрания, чтобы за этот спектакль не били, не призывали покаяться...

   Перу Зорина принадлежит около 50 пьес, но одной лишь "Варшавской мелодии" было бы достаточно, чтобы назвать его классиком. А еще обаятельнейшие "Покровские ворота", не сходящие с телеэкрана уже много лет. Сценарий во много автобиографический, оттого, видимо, в повествовании столько достоверности и теплоты. 

Фильм Михаила Козакова не "легендарный" и "культовый" (от чрезмерного употребления эти понятия ныне практически девальвировались), а просто бесконечно талантливый и нежно любимый зрителями разных поколений.

   Судьба распорядилась так, что именно Олег Меньшиков сыграл когда-то в "Покровских воротах" главную роль. Его Костик ворвался в экранное пространство, как вихрь. Сколько до и после было в кино зажигательных молодых людей, но подобного герою Меньшикова нет. Отчаянный насмешник и верный друг, скептик и романтик, повеса и однолюб. Приятно отметить, что этот юношеский кураж то и дело прорывается и в сегодняшнем, уже вошедшем в пору зрелости, наставнике. И в актерах его театра, которые играют на сцене с той завидной легкостью, что дается исключительно большим трудом.

                                                                      Лариса Ровнянская

                                                                      Фото Светлана Телятникова

Яндекс.Метрика