3 июня в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в рамках II Международного фестиваля вокальной музыки «Опера априори» состоялся заключительный музыкально-литературный концерт «Милый друг». Он был посвящен 175-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893). В двух отделениях концерта прозвучали арии и дуэты из десяти опер Чайковского, как известных («Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама» и «Иоланта»).

   Менее популярных ("Орлеанская дева", "Мазепа", "Черевички"). Так и редко исполняемых - первых оперных опусов композитора ("Воевода", "Ундина", "Опричник").  И это не случайно. По замыслу авторов, программа носила образовательно-просветительский характер. Поэтому слушателю поведали о мыслях и чувствах композитора, создававшего один за другим шедевры классического русского оперного искусства. Ведь, слушая то или иное великое музыкальное произведение, каждый задает себе вопросы: как оно создавалось; почему выбран именно этот сюжет для оперы; сколько было лет композитору на момент написания сочинения; как долго он писал его? Именно на все эти вопросы в концерте «Милый друг» слушателям отвечают два близких друг другу человека, ведущих переписку между собой. С одной стороны, это графиня - меценат и преданный друг П.И. Чайковского Надежда Филаретовна фон Мекк, восхищавшаяся творчеством композитора и оказывавшая ему в течение многих лет материальную поддержку. Будто погружаясь в этот образ, его представляла народная артистка России Алла Демидова. С другой - сам Чайковский. Чтение его писем, обращенных к фон Мекк, досталась молодому и многообещающему актеру Даниле Козловскому, блистательно сыгравшего Лопахина в «Вишневом саде» А.П. Чехова в постановке Льва Додина.

   Драматические актеры, читая фрагменты писем из 13-летней переписки великого композитора и его покровительницы, предваряли многочисленные вокальные номера концерта. При этом, если Алла Демидова от начала до конца талантливо, с большим выражением исполняла свою партию, передавая своим голосом все метаморфозы непростого характера госпожи фон Мекк, то Данила Козловский, в первом отделении был просто далек от того, чтобы вжиться в образ и мысли гениального Чайковского. Лишь во втором отделении он начал с пониманием относиться к тому, что от него требуется...

   Тем не менее, концерт-приношение Петру Ильичу Чайковскому удался на славу. И это произошло еще благодаря высокопрофессиональному вокальному мастерству его четырех участников. В том числе солисткам Музыкального академического театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталье Мурадымовой (сопрано) и Ксении Дудниковой (меццо-сопрано); лауреату международных конкурсов, солисту Большого театра Андрею Жилиховскому (баритон) и дипломанту Международного конкурса Елены Образцовой, солисту Мариинского театра Сергею Скороходову (тенор). Отрадно, что молодые оперные певцы, исполняя сольные партии, проявили незаурядные вокальные возможности своего голоса. Это в полной мере относится и к Наталье Мурадымовой, тонко передавшей нежность и романтизм своей героини - основные качества, которыми композитор наделил Татьяну в сцене письма из оперы «Евгений Онегин». И к Андрею Жилиховскому, искренне и глубоко исполнившего арию властолюбца и злодея Мазепы «О, Мария, Мария!». Ксения Дудникова представила драматически взволнованный образ гордой боярыни Морозовой в арии «Как ни гадай, уж плохо жить...» из оперы «Опричник».

   Неожиданным и приятным сюрпризом вечера стал тенор Сергей Скороходов. Первые строки и звуки ариозо Германа «Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой» из «Пиковой дамы», в его чудесном, проникновенном исполнении, действительно не могли не нарушить зрительский покой, вызвав в зале бурю восторженных  эмоций. «Браво!», - дружно скандировали благодарные слушатели и прославленному коллективу Российского национального оркестра Михаила Плетнева , за пульт которого в этот вечер встал Александр Сладковский, успешно возглавляющий Симфонический оркестр Татарстана. В конечном счете, все участники музыкально-драматического действа «Милый друг» в этот незабываемый вечер подарили своим слушателям истинное наслаждение, связанное с бессмертным оперным творчеством Петра Ильича Чайковского.                                    

                                                          Гаянэ Мангасарян

                                                          Фото Алла Буловинова

Яндекс.Метрика