Театр Маяковского этой весной, пожалуй, один из самых плодотворных театров Москвы. Три премьеры подряд: «Плоды просвещения», «Маэстро» и «Последние». Спектакль «Последние» стал шестой работой Никиты Кобелева в «Маяковке». За свои предыдущие спектакли режиссер был отмечен многими  театральными премиями. В сезоне 2013/2014  Никита Кобелев стал  лауреатом премии еврейских общин России «Скрипач на крыше»  за постановку пьесы Ф. Горенштейна «Бердичев».  

  Первоначальное название пьесы "Последние" было "Отец". Не смотря на дату написания 1907 год и её запрет вплоть до 1937 года из-за образов полицейских, сплошь представленных в пьесе мерзавцами, взяточниками и развратниками и так далее качества по списку... - она не утратила своей актуальности. В России  ничего не изменилось за 108 лет!  Вторая причина популярности - взаимоотношение родителей и детей. Главное - ответственность родителей не только за судьбу детей, но и за их моральные и душевные качества... ..

   Герои - отставной полицмейстер Иван, отец 5 детей, потерявший должность и имущество, живущий в доме своего умирающего, доброго, честного и возвышенного брата Якова, которого в разных целях обирает без стыда и совести одна половина семейства, и со стыдом и совестью - другая... Спектакль заканчивается смертью Якова, своеобразный символ - лучший и честный умирает, подлость остаётся...

   Иван - взяточник, подлец, ему плевать на жену и детей, которыми он пытается прикрыть свои мерзостные стремления и поступки, старшую дочь (которая потом оказалась дочерью Якова) он сделал инвалидом, в детстве бросив её на пол, и девочка выросла злой, горбатой, но умной. Другие двое взрослых, любимых детей и зять, наиболее близки ему по духу - под его влиянием они стали такими же - пьяницами, разгульными, лицемерными, жадными только до денег, подлыми и желающими где-нибудь урвать по мелочи. Отец не только поощряет развратное поведение дочери, стремление сына брать и давать взятки и кутить, но и сам подает пример и восхищается именно таким поведением. Жена, прожившая с ним 27 лет, всю жизнь  страдает от неправильного выбора мужа. Её всегда любил честный, богатый, добрый, интеллигентный Яков. Она  понимает, что они душевно губят детей и пытается в спектакле как-то бороться с этим, призывая мужа исправить ошибки, но тщетно. Подлеца и могила не исправит, тем более, когда ему светит должность исправника... Да и слишком мягкий у неё для этого характер... Двое младших детей гимназического возраста, которые пытаются разобраться в жизни и людях, в черном и белом, в хорошем и плохом, которые не могут поверить, что их отец трус, взяточник и подлец, но убеждаются в этом от события к событию. И это не может ни кончиться трагически.  Их протест заканчивается плохо...

   Их жалко сильнее всего - в начале спектакля это еще чистые, наивные, восторженные души, которые губит среда... Мальчик бросает гимназию, и тщетно пытаясь достучаться до сердец окружающих, начинает пить.. Девочка, не желавшая выходить замуж за старого, мерзкого друга отца, решается на побег с околоточным, которого она по наивности считала героем, но который оказался таким же как все полицейские в пьесе - мерзавцем и подонком... Последняя капля, вскрывшая все взаимоотношения в семье - арест юноши, на которого указал глава семейства, что тот якобы стрелял в него и приход матери арестованного с просьбой сказать правду - "Это ошибка". И это своеобразный шанс или испытание, чтобы стать лучше и чище и хоть что-то наладить... Но на чаше весов с правдой оказывается должность за взятку... Угадайте, что выбирает герой?

   По мнению Никиты Кобелева, творчество Максима Горького всегда вызывало полемику. Сегодня для старшего поколения самое трудное – освободиться от прежнего груза: взгляда на Горького. С одной стороны, совсем старого, со времен «Песни о буревестнике», с другой – от уничижительного взгляда 90-х годов, когда возникло стремление сбросить Горького с корабля современности, поскольку он – основатель эстетики социалистического реализма.

   Художник спектакля Михаил Краменко создал уникальное театральное пространство, декорацию-трансформер, которая будет видоизменяться в течение всего спектакля. Для каждого акта придумана своя конфигурация декораций, 4 акта – 4 разных пространства. Зрителей ждет множество сюрпризов, одним из которых станет решение образа главы семьи в исполнении Анатолия Лобоцкого, который, следуя режиссерскому решению, способен на многое, даже на то, чтобы двигать стены.

.

Жанр: трагический балаган

Автор текста: Максим Горький

Режиссер: Никита Кобелев

Художник-постановщик: Михаил Краменко

Художник по костюмам: Наталья Войнова

Композитор: Ави Беньямин

  В спектакле заняты одни из лучших артистов Театра Маяковского: Анатолий Лобоцкий, Юрий Соколов, Галина Беляева, Владимир Гуськов, Полина Лазарева, Юлия Соломатина, Алексей Сергеев, Вера Панфилова, Юрий Лободенко, Алексей Золотовицкий, Людмила Иванилова

 

                                                     Фото  Аллы Буловиновой

Яндекс.Метрика