На Новой сцене Большого театра Георгий Исаакян воскресил оперу Джузеппе Верди «Луиза Миллер», которую не ставили 150 лет. Действие с драматической основой Шиллера «Коварство и любовь» перенесено в XXI век, где героиня работает в супермаркете вместе с отцом-охранником. Почему в Большом театре пренебрегали этой оперой полтора столетия? Одна из причин, вероятно, заключается в том, что в спектакле должны участвовать сразу шесть выдающихся солистов, обладающих незаурядной вокальной техникой.
С другой стороны, по словам Георгия Исаакяна, опера «Луиза Шиллер, как бы находится в тени у «Аиды», «Риголетто», «Травиаты». Хотя в ней каждая нота на вес золота, музыка Верди – божественна. Кроме того, следует отметить, что один из самых увлекательных моментов режиссерской жизни Исаакяна, были рискованные попытки вернуть в репертуарный оборот полузабытые либо малознакомые широкой публике названия. Основа сюжета оперы «Луиза Миллер» многократно повторяющаяся в мировой литературе: Луиза (Анна Аглатова) влюбляется в графского сына Рудольфа (Антонио Поли), не подозревая о его титуле. Девушка становится жертвой интриг, подстроенных графом Вальтером (Саймон Лим). В результате ее отец, старый солдат в отставке Миллер, оказывается в тюрьме. Чтобы спасти его, дочь вынуждают написать ложное любовное письмо к другому мужчине. Конец истории трагический – Луиза признается в обмане и умирает вместе с Рудольфом.
Дуэт Анны Аглатовой и Антонио Поли в оперном спектакле «Луиза Миллер» завораживает и восхищает. «Эта опера для обучения тому, как надо петь Верди правильно, - говорит певица. - Верди – это такая сложная музыка, где в партитуре прописана линия голоса, которая дублируется у кого-то из инструментов». Для Антонио Поли музыка Верди – «это универсальная магия, поэтому она тронет каждого. Партия Рудольфа – одна из самых сложных ролей в моей жизни, но я совершенно счастлив, что смогу спеть ее здесь, в таком престижном месте, как Большой театр». Антонио Поли выступил еще и в роли консультанта по правильному произношению итальянских слов. В целом он похвалил всех коллег, работавшим с ним вместе над этой оперой. Среди самых проникновенных эпизодов драматическая сцена, где Луиза оговаривает себя, рассказывая герцогине Федерике (Агунда Кулаева), что использовала влюбленного в нее Рудольфа. Меццо-сопрано Агунды Кулаевой сливается в дуэте с сопрано Анны Аглатовой. Сочувствие зрителя к Луизе десятикратно возрастает, поскольку она приносит в жертву свою любовь во имя спасения отца.
Для режиссера Георгия Исаакяна и художника-постановщика Алексея Трегубова работа над «Луизой Миллер» в отличие дирижера Эдуарда Топчяна - дебютная на сцене Большого театра. У каждого уже имеются успехи на театральном поприще. Георгий Исаакян с 2014 года возглавляет Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац. За спиной Алексея Трегубова оформление многих спектаклей в России и за рубежом, выставок, среди которых «Манежная выставка», посвященная 50-летию ее разгрома Н.С. Хрущевым. Но всех объединила великая музыка Верди, которая проникнута состраданием композитора к каждому человеку и к миру в целом.
Светлана Телятнкова-Никабадзе, фото Дамир Юсупов