45-й Московский международный кинофестиваль прошел почти незаметно при полупустых залах. ММКФ лишили международной аккредитации в 2022 году, и он потерял своего постоянного зрителя, который хотел увидеть фильмы из Америки и Европы, главных центров современной киноиндустрии. С 1999 года ММКФ возглавляет Н.С. Михалков. До крымских санкций 2014 года фестиваль имел значительный бюджет, и в тот период он регулярно привозил в Москву звезд мирового масштаба.
В преддверие открытия кинофестиваля на традиционной пресс-конференции Никита Сергеевич, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что российский народ должен смотреть отечественное кино, чтобы вся выручка от проката оставалась в стране. И далее он демонстрировал патриотизм в духе «Бесогона», когда возникали темы, связанные с политикой или специальной военной операцией (СВО) в Украине. Как писал в XYIII веке историк Н.М. Карамзин: «Ничто не ново под луной: Что есть, то было, будет ввек. И прежде кровь лилась рекою, И прежде плакал человек, и прежде был он жертвой рока, Надежды, слабости, порока».
ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ
Фильм «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» режиссера Светланы Проскуриной. В ролях: Марина Брусникина, Лиза Кугай, Игорь Верник, Александра Ребенок и другие.
Коллеги по работе Анна Сергеевна и юная Лена приезжают на отдых в загородный санаторий «Старая пустынь». Анна Сергеевна – врач, на турбазу ее влекут детские воспоминания, оставшиеся с советских времен. Медсестра Лена согласилась с ней ехать за компанию. В первое же утро, отправившись на лодке ловить рыбу, они становятся свидетелями преступления. Сначала до них доносятся звуки секса. Потом они наблюдают, как мужчина топит на мелководье женщину. В ужасе Анна Сергеевна и Лена покидают это место. Начав свое расследование, обе чувствуют, что им тоже грозит беда. Тревога ощущается повсюду, им пропитан воздух.
Вскоре выясняется, что этого мужчину зовут Георгий, а его жена спешно покинула турбазу. Но где же тут первая любовь? То, что происходит между Леной и Георгием трудно назвать любовью. Он без стука врывается в ее номер и без слов набрасывается на девушку, которая вообще никак не сопротивляется. В герое Игоря Верника много загадок. Почему-то он живет на турбазе, то ли прячась от кого-то, то ли выжидая что-то. Совсем непонятно, что хотела сказать этим фильмом режиссер? Загадка... Ни на что, не давая прямых ответов, Светлана Проскурина обращается с героями как жонглер, завлекая зрителя в игру без правил.
ПОЖИЗНЕННЫЙ КРЕСТ
Фильм «ЗАПАХ ГРЕХА». Режиссер Нурул Алам Атик. Бангладеш.
Пейра – молодая женщина, которую в обмен на деньги выдали замуж за грузного пожилого мужчину. После свадьбы Айнал Мунши забрал Пейру в свой дом, и теперь она обязана ему полностью подчиняться. Натолкнувшись на гроб в комнате, Пейра с ужасом осознает, что ее муж – гробовщик. Она категорически отвергает интим, поскольку не в силах вынести запах его тела. Айнал Мунши приходит в ярость и грубо принуждает ее к сексу. Откровенных сцен в фильме нет (ислам запрещает), только над супружеским ложем поднимаются вверх, переплетаясь, две струйки дыма. Он насилует жену каждый день, отчего Пейра сходит с ума и решает отомстить. Втайне она начинает травить мужа растительным ядом. Постепенно Айнал Мунши тоже теряет рассудок, ему кажется, что от него пахнет разлагающимся трупом. Не прекращающийся дождь, затопляющий дома, иногда с человеческими жертвами, подчеркивает безысходность ситуации, в которую попала несчастная Пейра.
Бангладеш - одна из самых бедных стран в мире, где подавляющему большинству людей приходится бороться за выживание. Родиться там девочкой означает пожизненный крест, потому что у женщин нет права на выбор строить жизнь по своему усмотрению. Дочь в бедной семье - это статья расходов на приданое, чтобы ее выдать замуж. Сегодня традиция требовать приданое незаконна, однако изжить этот обычай пока не удается. Основная проблема бангладешских женщин состоит в том, что они малограмотны и даже не представляют себе, что можно жить иначе.
ПОРТРЕТ ТЮРЬМЫ
Документальный фильм «ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ТЮРЕМ. ВЛАДИМИРСКИЙ ЦЕНТРАЛ» завоевал главный приз на ММКФ-2023. Картину снимала команда режиссера Юлии Бобковой.
Этот фильм – портрет тюрьмы, через стены которой прошло рекордное количество политиков, революционеров, ученых, философов и военных. Его герои – сотрудники, заключенные и ветераны ФСИН, которые когда-то вели надзор за Василием, сыном Сталина, Лидией Руслановой, авторитетами криминального мира.
Стоя перед камерой, герои размышляют о ценности жизни, любви, смерти, тюрьме и исправлении. На ком-то лежит печать сожаления и раскаяния, кто-то, наоборот, считает, что жил правильно, как ему хотелось, то есть убивал, грабил. Последние, выйдя на свободу, скорее всего, будут делать то же самое. Время в тюрьме летит очень быстро и вместе с тем стоит на месте от однообразия. Что было вчера, месяц, год назад, 5 лет... Вспомнить нечего. Добровольно свою жизнь в тюрьме проводят и сотрудники ФСИН. У них относительно хорошая зарплата и стабильное повышение в звании. Но стоит ли овчинка выделки, ответ неоднозначен.
В связи с темой исправления в тюрьме когда-то возник спор двух знаменитых писателей, прошедших ГУЛАГ, Александра Солженицына и Варлама Шаломова. Солженицын «благодарил» тюрьму как школу воспитания. Шаламов противостоял: «Даже часу не надо человеку быть в лагере. Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута».
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы ММКФ