На основной сцене театра имени Е.В Вахтангова появилась премьера спектакля «Амадей» (сценическая версия Сергея Плотова) в постановке Анатолия Шульева. По известному сюжету второй «маленькой трагедии» А.С. Пушкина Сальери весьма сильно завидовал таланту, успеху Моцарта и поэтому отравил своего коллегу. Хотя у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать. Сальери был признанным композитором своего времени, написав более 40 опер и многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений.
Среди учеников Антонио Сальери – Бетховен, Шуберт, Лист и Ксавер, младший сын Моцарта, не достигший вершин отца, но при этом очень одаренный. В Вене Сальери занимал пост (1788-1824 гг.) придворного капельмейстера – один из самых важных постов в Европе. К примеру, капельмейстерами были Бах и Гайдн. Проклятием в посмертии стал для него миф о причастности к смерти гениального композитора. И только в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти Амадея Моцарта.
В спектакле «Амадей» историческая правда восстановлена, Моцарт умирает от болезни в 35-летнем возрасти. Почти под занавес звучит реплика Сальери (народный артист России Алексей Гуськов) о том, что русский поэт, арабского происхождения, в своем произведении обвинил его в убийстве гения. С легендой, изложенной Пушкиным, тягаться оказалось невероятно сложно.
На сцене три различных образа Моцарта (заслуженный артист России Виктор Добронравов): Моцарт – любящий муж, игривый, порою по-детски дурашливый, заговаривающий Констанцию, не смотря на хроническое безденежье, думать о том, что все наладится, и они будут счастливы. Моцарт при дворе императора Иосифа II, где им восхищаются, понимая, что перед ними гений, и где его унижают копеечными гонорарами. Третья ипостась – Моцарт как сочинитель и постановщик опер, твердо знающий, что и как делать и не идущий ни на какие уступки придворным советчикам. Всяческие замечания завистливых царедворцев он отвергает с уверенностью непререкаемого авторитета.
По словам Виктора Добронравова, Моцарт живет в наших представлениях, мемуарах, в исследованиях, художественных произведениях, но мы не знаем, каким он был на самом деле. В кино есть понятие «актерского дубля», когда актер показывает свою версию сцены, как он ее видит. Так и в спектакле будет его актерская версия Моцарта. Он видит человека, любящего жизнь и черпающего в ней свое вдохновение, недоступное для Сальери. В отличие от Сальери Моцарт подбирает свое вдохновение буквально с пола, не боясь пропускать жизнь через себя и полностью принимать тот факт, что сам инструмент Бога.
Роль Сальери в театрах исполняли популярные актеры, среди которых Олег Табаков и Иннокентий Смоктуновский. У каждого был свой Сальери. Алексей Гуськов считает, что в этой роли должен показать то, что важно для сегодняшнего зрителя. «Есть хорошая фраза аргентинского психотерапевта Хорхе Букая, - сказал он. - Детям рассказывают истории, чтобы они уснули, а взрослым – чтобы они проснулись».
Одна из важных тем в спектакле взаимоотношения Моцарта с его женой Констанцией. Екатерина Крамзина о своей героине отозвалась с сочувствием и пониманием: «Она была все время рядом, обожала Моцарта и его творчество. Она считала его гением. Но жить с ним с точки зрения быта, финансового положения, рождения детей, ответственности, было довольно сложно». Существуют не проверенные факты, что, у Констанции был любовник, она бросила Моцарта, причастна к его смерти и не присутствовала на похоронах. Но все эти версии остались за рамками данной постановки.
После смерти Моцарта Констанция вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который, будучи меломаном, настолько гордился тем, что его жена прежде была супругой великого Моцарта, что в своем завещании, как говорит молва, написал: «Прошу на моем памятнике написать: «Был женат на вдове Моцарта». Вот это слава…
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов