В рамках Крещенского фестиваля в Новой опере состоялся спектакль Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина «Терезин. Квартет» (четыре одноактных балета) на музыку чешских композиторов: П. Хааса, Г. Краса, Г. Кляйна и Э. Шульгофа. Автор идеи - музыкальный руководитель Алексей Трифонов. Постановка приурочена к Международному дню памяти жертв Холокоста. Со вступительным словом выступил Берл Лазар, главный раввин России, который сказал, что показывать такой спектакль очень правильно.
История концлагеря, прежде всего, о людях, продолжавших жить каждое мгновение, вопреки кромешному аду, устроенному нацистами. Только добром и светом можно победить мировое зло. Музыка, звучащая в спектакле, написана композиторами, погибшими в концлагере, что придает ей особое звучание. В сегодняшней ситуации, войне в Украине, Берл Лазар призвал всех религиозных лидеров объединиться и выступить за мир. Смысл жизни в надежде, которая побеждает уныние и дает силу быть на плаву. Всегда нужно стремиться к позитивному будущему, представляемому в воображении.
О чешских композиторах, которые «не сидели, плача и стеная на брегах рек вавилонских» (композитор и узник Виктор УЛЬМАН), а продолжали писать музыку в концентрационном лагере Терезиенштадт, находившемся в Литомержице в Чехии, известно, что Павел ХААС (1899-1944), автор многих различных жанровых произведений, в том числе оперы «Шарлатан. Но первой работой, созданной в застенках, была хоральная экспозиция «Не оплакивайте» на основе еврейских текстов Давида Шимони. Ганс КРАС (1899-1944), среди прочего написал кантату «Земля Господа» и оперу «Обручение во сне» по новелле Ф.М Достоевского «Дядюшкин сон». Гидеон КЛЯЙН (1919-1945) в Терезиенштадте продолжал выступать как пианист с сольными концертами. Он создал камерную струнную музыку, мадригалы, сонату и песенный цикл «Чумной город» на стихи поэта Петра КИНА, также узника лагеря. Другая судьба у основателя джазового квартета Эрвина ШУЛЬГОФА (1894-1942). Композитор проникся идеями коммунизма и, получив советское гражданство в 1941 году, ждал визы. Заранее отослал свои работы в СССР, что спасло его творческое наследие от уничтожения. 23 июня 1941 года Э. Шульгофа отправили в тюрьму, а затем депортировали в концлагерь Вюльцбург в Баварии.
Квартет (струнный) представляют солисты оркестра La Voce Strumentale - Кристина Траулько, Мария Балабух, Мария Евдокимова, Анна Прохорова. Число 4 главенствует в этом проекте: в каждом балете из 4-х (рассказанных языком танца) на сцене находятся от 4 до 8 артистов. Среди узников были писатели, музыканты, актеры, художники, отображавшие ужасную реальность концлагеря. Они и стали героями поставленных балетов. Втайне от надзирателей им удавалось устраивать театральные представления, лекции. Постановщиками балетов стали 4 хореографа: Алессандро Каттеджи, Татьяна Баганова, Максим Петров и Александр Сергеев. Артисты балета старались понравиться московской публике и кажется выкладывались на пределе возможностей. Особенно хочется отметить Татьяну Казанову, Юлию Селивановскую, Артема и Александра Зреловых.
В нумерологии четверка указывает на нечто надежное и является знаком того, что у участников проекта есть реальные шансы добиться максимального успеха.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов