МХАТ имени Горького представил зрителям историческую реконструкцию спектакля "Три сестры" (идея принадлежит художественному руководителю Эдуарду Боякову), поставленного Вл.И. Немировичем-Данченко в 1940 году. Эта работа признана классикой. Но сегодня другое время и другой зритель. Режиссеры реконструкции народные артисты РФ - Михаил Кабанов и Валентин Клементьев - постарались соединить творческие подходы одного из основателей МХТ и современное видение этой пьесы.

Был значительно "омоложен" состав исполнителей (как известно, артисты далеко не всегда находятся в одной возрастной фазе со своими героями). И, конечно, во главу угла поставлены принципы психологического театра, заложенные великим Станиславским. Особую значимость событию придает тройной юбилей (что случается исключительно редко): 160 лет со дня рождения Антона Павловича, 120 лет самому произведению и 80 лет спектаклю Немировича-Данченко.

Свою пьесу Чехов написал по заказу Художественного театра. Премьера "Трех сестер" в постановке К.С.Станиславского (он к тому же сыграл роль подполковника Вершинина) и Вл.И. Немировича-Данченко состоялась 31 января 1901 года. Была принята сдержанно. Но вскоре пришел настоящий успех. Об этом хорошо пишет Борис Зайцев: "Три сестры" и должны были победить большую русскую публику. Общий дух, призыв к лучшей, светлой жизни "в Москву, в Москву" - это, конечно, доходило... отзвук получился особенный. Чего стоили одни учительницы, попадавшие на Рождество или на Пасху в Москву из Угличей, Зарайсков, Епифаний! А земские статистики? Врачи? Где найти более благодарных зрителей? Немало слез и волнений дали Чехов и Художественный театр малым сим, чистым и живым душам".

Спустя 39 лет, уже после смерти Константина Сергеевича, его друг и сподвижник вновь обратился к чеховской пьесе. Она о разбитых иллюзиях, но постановщик постарался подарить зрителям, жившим в суровую эпоху, хоть немного надежды.

- Мы не ставили целью механическое воссоздание "Трех сестер" 1940 года, - размышляет Михаил Кабанов. - Для нас постановка Немировича-Данченко - великая школа. Погружаясь в обстоятельства, прописанные Антоном Павловичем; погружаясь в мизансцены, созданные Владимиром Ивановичем, мы пропускаем все это через себя.

Работе сопутствовало знакомство с множеством письменных источников, изучение театральных архивов, посещение мемориальных музеев. С поправкой на время режиссеры возвращались к исходным мизансценам, планировке сценического пространства, художественному и звуковому оформлению. Специально изучали роль музыки, шумов, шорохов.

Все это наглядно демонстрирует уже начало действия. "Часы бьют двенадцать". Гостиная, залитая солнцем в день ангела младшей из сестер. Рояль. Стулья с гнутыми ножками. Полупрозрачные "дышащие" шторы. Свечи. Всюду цветы. Гостиная визуально разделена на две части. В большом зале обедают, поют романсы, раскладывают пасьянс. А в камерном - больше общаются пары. Здесь глава семейства Андрей Прозоров сделает предложение глуповатой барышне Наташе. Здесь мрачный позер Соленый сообщит впоследствии Ирине, что "счастливых соперников у него не будет".

Перед заслуженным артистом РФ Максимом Дахненко, сыгравшим штабс-капитана, стояла непростая задача. С одной стороны, нельзя было окарикатурить своего героя, хотя тот всерьез полагает себя похожим на Лермонтова (отсюда старательный эпатаж общества). С другой - не стоило демонизировать ущербного человека, в финале убившего на дуэли добряка-идеалиста Тузенбаха (Максим Бойцов).

Запоминаются костюмы (художник Елена Зыкова). Все максимально близко к литературному первоисточнику. Виновница торжества Ирина в белом. Маша в нарядной шляпе и черном платье (Чехов указывал в ремарке, что она почти всегда в черном). Ольга, преподающая в гимназии, в чем-то синем. Ставшая невестой Наташа (Эльвира Цымбал) вызывает у сестер культурный шок розовым платьем с поясом ядовитого розового цвета. Никто тогда не понял, что это сигнал. Не просто безвкусицы, но другого менталитета. По ходу действия наряды уже замужней матроны станут все более кричащими, а сама она - жестче и наглее. Что называется, торжествующий хам.

Муж Андрей Сергеевич (Юрий Ракович) совсем скоро прозреет, но даже себе через силу признается в совершенной ошибке. Угаснут его порывы стать ученым. Пристрастится с картам, влезет в долги, заложит в банке дом. И останется прежним лишь в привязанности к игре на скрипке.

В плане психологизма особенно выигрышная роль у Маши (Наталия Медведева). Влюбленная и любимая женщина. К тому же связанная скучным браком. Это же океан эмоций. Как пробегает тень по ее лицу, когда Вершинин (Николай Коротаев) сообщает собравшимся о наличии у него проблемной жены и двух дочек. Как застывает при фразе нового знакомого: "Я останусь завтракать".  Момент, когда будущий роман стал неизбежным.

Самая большая метаморфоза под влиянием убийственной рутины совершается с Ириной (Полина Маркелова). Воплощение счастливой юности вначале, она в третьем акте подавлена и безрадостна.  В страшную ночь городского пожара в их с Ольгой комнате, заставленной мебелью, мечется, как в клетке: "Выбросьте меня, выбросьте, я больше не могу!.." А казалось, отчаяние и нервные срывы -  это не про Ирину. Молодая актриса сыграла очень достоверно, на высоком градусе.

Несмотря на то, что полюбившиеся нам герои (в пьесе только два явно отрицательных персонажа) так страдают, ломаются, даже порой изменяют себе, чеховский финал не предполагает безысходности. Недаром самая мудрая из сестер Ольга (Кристина Пробст) говорит в сцене прощания с полком: "Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить!.. О милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить!"

"Три сестры" - пьеса об идеальных людях, помещенных в тяжелую бытовую ситуацию, - отметил Валентин Клементьев. - Разумеется, от такого качества взаимоотношений, такого способа поведения мы сейчас бесконечно далеки. Одна из задач реконструкции - вернуться к этим идеальным людям. К тому, как они говорят, двигаются, смотрят друг на друга... Время работы над спектаклем не закончилось. Она рассчитана на много лет. Премьерой просто зафиксирована одна из ее точек».

Лариса Ровнянская, фото Михаил Еремин, Георгий Сапожников 

Яндекс.Метрика