В рамках Года музыки Великобритании в России на сцене Новой Оперы имени Е.В. Колобова состоялась премьера оперы Бенджамина Бриттена «Поругание Лукреции». Либреттист Рональдо Дункан использовал одноименную пьесу Андре Обе и поэму Шекспира «Лукреция». Ян Латам-Кениг, музыкальный руководитель и дирижер, вспомнил, что влюбился в музыку Бриттена, когда был еще мальчиком-дискантом. А музыка «Лукреции», по его мнению, возможно, одна из самых прекрасных вещей, сочиненных Бриттеном.
Бенджамин Бриттен (1913-1976) был фигурой масштаба эпохи Возрождения. Он оставил шедевры во всех жанрах и областях музыки, в которых работал – в оперной, симфонической, камерной, кантатно-ораториальной. Композитора называют последним оперным классиком XX века. - Есть ли у вас любимые сцены в «Лукреции»? – «Вся опера!», - ответил маэстро Латам-Кениг. Примечательно, что в опере мы имеем дело с солистом по имени «Мужской хор», а не просто с рассказчиком. В этом сказывается влияние Баха. В «Страстях по Матфею» действует рассказчик – Евангелист. У всех солистов есть арии, но они выражают чувства, а Евангелист комментирует действия.
«Поругание Лукреции» - это шедевр по форме и содержанию», - считает режиссер Екатерина Одегова. - Музыка Бриттена – это «Страсти» современного человека. В отличие от Баха он концентрирует духовную энергию в камерную форму. Изнасилование римской матроны Лукреции (Мария Патрушева) родственником мужа Тарквинием (Дмитрий Орлов) не есть физическая схватка полов (тело тлен), но борьба за душу. После того, как произошло непоправимое – насилие, разорвана ткань ее любви к мужу, римскому генералу Коллатину (Алексей Антонов), Лукреция начинает долгий мучительный путь восхождения к Богу. Ее самоубийство – бескомпромиссный шаг обретения себя.
С христианской точки зрения самоубийство – тяжкий грех, поскольку человек отвергает главный дар Бога – жизнь. Известный писатель Тит Ливий изложил эту трагедию в «Истории Рима до основания города», написанную в последней трети I века до нашей эры. Лукреция жила в дохристианскую эпоху и не имела выбора. Она не могла уйти в монастырь, чтобы постом и молитвами очистить свою душу. Ей оставалось только одно – уйти из жизни, чтобы начать новую жизнь после смерти. Тело Лукреции пронесли по всему городу, и она стала символом чистоты, силы духа и женского достоинства. Известно, что блаженный Августин Аврелий устроил импровизированный судебный процесс над матроной и оправдал ее. Но, главное, - тех обесчещенных христианок, которые не последовали примеру Лукреции. Они не наказали себя за чужое преступление, чтобы к чужим злодеяниям не добавить своих, т.е. самоубийств.
Художник Этель Иошпа рассказала, что сам материал - опера и ее текст - настолько сразил ее музыкально и литературно, что хотелось быть незаметной. Она действовала по принципу обрамления истории, и сценография здесь минимальна. Главное, создается с помощью света, тени, тумана, музыки, голоса. То есть сама декорация формирует пространство, но не несет смысловую нагрузку, она довольно абстракта.
«Поругание Лукреции» - камерная опера, работа над которой имеет свои особенности. Устанавливается более тесный контакт между всеми исполнителями. К примеру дирижер Ян Латам-Кениг сам аккомпанировал солистам на фортепиано в речитативах. «Лукреция» - одновременно барочная и классическая опера. И здесь классический элемент сочетается с глубоким эмоциональным посланием почти христианского толка.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Даниил Кочетков