18 апреля 2019 года в столице стартовал 41-й Московский Международный кинофестиваль. Его президент Никита Михалков озвучил многообещающую статистику: будет показано 182 фильма (в том числе более 30 лент короткометражных) из 64 стран мира. Жюри возглавил выдающийся корейский режиссер Ким Ки Дук. "Я дорожу тем, что когда-то один из его первых фильмов "Реальный вымысел" был показан на ММКФ, - сказал программный директор Кирилл Разлогов. 

- Мы открыли этого режиссера не только для наших зрителей, но и для зрителя всего мира".

В этом году фильмом открытия стал "Император Парижа" Жана-Франсуа-Рише с Венсаном Касселем в главной роли. Он создал брутальный образ Видока, вначале преступника, а затем грозы преступного мира (действие происходит в начале XIX века).       

 

БЕЛЫЙ ВОРОН

"Нуреев. Белый ворон"  представлен во внеконкурсной программе "Мир искусства". Показать одну из самых значимых фигур нашей культуры, "человека мира" с его трудной судьбой и непростым характером (колючий, категоричный, высокомерный) решился иностранец  - Рэйф Файнс. Отличный актер  и режиссер. Он, кстати, тоже занят в фильме: у него роль наставника молодого Нуреева, преподавателя Александра Ивановича Пушкина. Его жену сыграла Чулпан Хаматова.

Понятно, что невероятно сложно было найти исполнителя главной роли. Им стал украинец Олег Ивенко, премьер балетной труппы Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. В нем, помимо высочайшего профессионализма в своей области, Файнс увидел актерский потенциал. Одна из самых драматичных сцен фильма отсылает к переломному в жизни танцовщика 1961 году. Когда под влиянием текущих обстоятельств и долго зревшего решения он просит политического убежища. А это очень страшно и больно. Потому что с родиной тогда прощались навсегда, да еще обрекая близких на всяческие притеснения.

На нынешнем фестивале англичанин Рэйф Файнс получил спецприз за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С.Станиславского "Верю. Константин Станиславский". Церемония вручения состоялась на премьере фильма "Нуреев. Белый ворон" (сценарист Дэвид Хэа).  Примечательно, что эта работа не первое обращение Файнса к русской культуре. Он  сыграл заглавную роль в "Онегине". А еще снимался у Веры Глаголевой в экранизации тургеневского "Месяца в деревне". В прокате фильм назывался "Две женщины".

ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК

Влиятельного чиновника из мэрии провинциального городка ("Воскресенье" Светланы Проскуриной) очень любят женщины. Инна, жена подчиненного, даже выбрасывается из окна. Не погибает, однако инвалидом останется. Маша, дочь друзей, молча тоскует, а ее родители злятся: когда же, наконец, твой на тебе женится? Дмитрий Иванович (Алексей Вертков) не признается ни одной из них в любви, но и не отталкивает. Человек, по сути, неплохой, он вообще не делает ничего определенного. Основная краска образа - опустошенность. Что проявляется во взгляде, выражении лица, походке. Как сказала Светлана Проскурина: он не знает, как выпрыгнуть из себя.

"Лишний человек", столь высоко поднятый на пьедестал в русской литературе? Но имеется нюанс. Он чиновник. И существует в ситуации, когда от него многое зависит не только в его собственной жизни. В фильме планомерно нанизываются невеселые реалии. Броуновское движение взяток; угрюмые гастарбайтеры и расхожее: "Понаехали тут!"; подростки, готовые ради забавы ударить незнакомца  камнем по голове; респектабельные люди, деловито обсуждающие за обедом, каким способом  можно убить кого-нибудь. Ну, чисто гипотетически.

На пресс-конференции продюсер картины Сабина Еремеева обозначила корень бед Дмитрия Терехова афористичным: "Его жизнь налажена, а смысла нет". Смысл может появиться. Для начала стоит прекратить лгать. Матери, умирающей от рака (очень сильная работа Веры Алентовой): я не слышал, как ты меня звала, я уже ушел на работу. Жителям района, протестующим против вырубки парка  с вековыми деревьями (уже утвержден проект обустройства территории, обещающий неплохую прибыль): да не вырубаем мы ваш парк, просто пересаживаем деревья, и здесь будут велодорожки. В общем, и будет вам счастье... Не врать себе, наконец, что так можно жить. В конце дается намек на то, что Терехов обнаружил внутренние резервы изменить свою жизнь. Во всяком случае, зритель, будучи неисправимым идеалистом, так воспринимает финал "Воскресенья".

ПОДРУГИ

"Моя жизнь на втором курсе" - один из самых тонких и атмосферных фильмов фестиваля. Иранский  режиссер Расул Садрамели сказал, общаясь с журналистами, что в прошлом на его родине в каждой семье обязательно был поэт. А сейчас в каждой семье есть человек, беззаветно преданный кино.

Две подруги-студентки Махтаб и Ава (Соха Ниасти и Ферештех Аристуи - тоже студентки, это их первые роли) едут с группой на экскурсию в Исфахан. И там случается беда. Ава, начавшая на почве сложного романа самостоятельно принимать антидепрессанты (и что-то еще, похоже), впадает в кому. Махтаб ведет себя как настоящий друг, навещает Аву в больнице, поддерживает родителей. Но ей предстоит нешуточное испытание: влюбленность в избранника подруги. Вдобавок неприятности в колледже, где ей предъявляют обвинения в "неуважении учителя", подстрекательстве однокурсниц к непослушанию и чуть ли не в разврате. Все закончится временным исключением. Но главное другое: как она вела себя с администрацией колледжа. Достойно, не унижаясь, не пугаясь.

ТЕРАКТ

Героиня "Дня субботнего" Мостафы Сарвара Фаруки (Бангладеш, Индия, Германия) не могла не испугаться. Ее ситуация несравнимо критичнее. В кафе, куда они зашли с женихом, ворвались террористы-радикалы и взяли несколько десятков человек в заложники (в основу сценария положен реальный теракт в столице Бангладеш, произошедший три года назад). Каждому из заложников приходится выдержать допрос с пристрастием. И девушка в хиджабе, дрожащая, понимающая, что даже не дни, а минуты жизни сочтены, тем не менее, отвергает оскорбления террористов в адрес своей матери и только что убитой ими подруги. И еще отстаивает право работать и выходить замуж в свои 26 лет по любви (а не в пятнадцать за кого прикажут). Это правоверная мусульманка, которая до конца защищает общие для всего человечества гуманистические ценности.

ИТОГИ

"Мы славно поработали", - сказал в заключительный день фестиваля член отборочной комиссии Петр Шепотинник. В самом деле, предъявлен богатейший спектр достижений современного кино.  Коротко об итогах 41-го ММКФ. Гран-при получила казахская лента "Тренинг личностного роста" (реж. Фархат Шарипов) о банковском клерке, переживающем кризис среднего возраста.    

Призом жюри российской кинокритики отмечен "День субботний". Помимо художественных достоинств, отдельной строкой шло - "За смелость". Фильм получил дополнительную трагическую актуальность после событий в Шри-Ланке.

Приз жюри NETPACи Приз зрительских симпатий достались российскому фильму "Надо мною солнце не садится" молодого режиссера Любови Борисовой (Республика Саха) о старости, дружбе поколений, ценности каждого прожитого дня.

Жюри ФИПРЕССИ лучшим назвало французский "Медовый месяц в Згеже". О путешествии молодой пары парижан (Адама и Анны) с еврейскими корнями по Польше. Там они попадут на церемонию в память об уничтоженном еврейском местечке, где родился дед Адама. Режиссер Элиз Отценберг не смогла лично принять награду по уважительной причине. Однако было оглашено ее письмо: "Я жду третьего ребенка. Не знаю, кто это будет - мальчик или девочка. Но я нашла имя, которое подойдет в любом случае. Москва..."

Лариса Ровнянская, Светлана Телятникова-Никабадзе, фото кадры из фильма

Яндекс.Метрика