В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Вацлава Нижинского. К этой дате Театр имени Евгения Вахтангова подготовил спектакль по тексту Ники Симоновой «Нижинский. Гениальный идиот» (режиссер Лейла Абу-Аль-Кишек). Критики называли Нижинского «богом балета или восьмым чудом света». Айседора Дункан даже хотела иметь ребенка от Нижинского. А его партнерши уверяли, что когда он зависал в прыжке над сценой, казалось, что способен стать невесомым. «Он опровергал все законы равновесия и перевернул их с ног на голову…», - писал Жан Кокто.

 

Вацлав Нижинский родился в Киеве 12 марта 1889 года. Его родители были польские балетные танцовщики, и он пошел по их стопам. Впервые на театральной сцене выступил в 5-летнем возрасте. Когда родители развелись, он вместе с матерью, братом и сестрой оказался в Петербурге, где легко поступил в балетную школу. В 1905 году на показательных выступлениях 15-летний Нижинский появился  в Мариинском театре. Газеты писали, что юный артист Нижинский всех поразил. Но через шесть лет Нижинского со скандалом уволили из театра, обвинив в излишнем эротизме: обтягивающее трико вместо шаровар и движения, по отзывам  консервативно настроенных зрителей, сходные с мастурбацией. Почти стразу после окончания училища Вацлава пригласил к себе работать Сергей Дягилев. Начиная 1909 года, он уже начал ездить по всей Европе с популярными программами «Русских сезонов», получив прозвище человека-птицы за умение совершать невероятно высокие прыжки. Этому периоду жизни и последнему (трагическому) посвящен спектакль «Нижинский. Гениальный идиот».

Для режиссера-постановщика Лейлы Абу-аль-Кишек это вторая работа на Симоновской сцене Вахтанговского театра. Спектаклю «Нижинский. Гениальный идиот» предшествовал - «Фрида. Жизнь в цвете» (Ника Симонова). Помимо режиссера и драматурга, эти спектакли объединяет актриса Аделина Гизатуллина, которая исполнила две роли: художницы Фриды Кало и артиста балета Вацлава Нижинского. Идея постановки спектакля о Нижинском принадлежит Аделине Гизатуллиной, без которой, по словам режиссера Абу-аль-Кишек, спектакль бы не состоялся. – Я мечтала быть балериной. Увы! Не случилось, - призналась актриса. - Несколько месяцев изо дня в день я упорно тренировалась. Меня интересовал его феномен. Саре Бернар было страшно на него смотреть, настолько Нижинский был потрясающим актером. Я видела великого Смоктуновского в роли князя Мышкина в фильме-спектакле «Идиот» (БДТ, 1957). Известно, что Георгий Товстоногов хотел снять его с роли, но, в конце концов, увидел в нем идиота и вместе с тем человека чистого. Вот таким образом, я нашла для себя прототипа Вацлава Нижинского.

Сергей Дягилев подтолкнул Нижинского к собственным постановкам. Он предложил ему стать хореографом. Аделина Гизатуллина при помощи пластики и мимики выразительно передала метания, страхи своего персонажа. Поначалу Нижинский категорические отказывался, а потом настолько увлекся творчеством, что не мог остановиться, подчиняя все и вся своей новаторской идее. Первый балет, который он репетировал втайне от хореографа Михаила Фокина, был «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси. Затем «Петрушка» Игоря Стравинского, Всю хореографию Вацлав строил на профильных позах, которые заимствовал из росписей древнегреческих ваз. В этой же эстетике он  поставил «Весну священную» Стравинского, первым воплотив в танце древний языческий ритуал.

Жизнь Нижинского разделилась на две половины. В первой – стремительное движение к славе, ошеломляющий успех и признание: во второй – тьма, охватившая разум. После женитьбы Вацлава на аристократке из Венгрии Ромале де Пульски в Южной Америке Сергей Дягилев разорвал с ним отношения. (Брак был заключен тайно, о чем Дягилев узнал от слуги Василия.) И если привлекал к работе, то не платил ни копейки, мотивируя свой отказ тем, что предыдущие годы обеспечивал Нижинскому роскошную жизнь, молча оплачивая бесчисленные счета. Бог был единственный собеседником Нижинского в трагический период его жизни. Он повторял: «Когда Бог говорит с тобой – это безумие. Когда ты говоришь – это молитва». На сцене появились несколько метров бумаги, испещренных Нижинским. Последние проблески сознания… Он писал, писал, считая свои записки книгой, которую хотел назвать «Чувство». В Лондоне 8 апреля 1950 года Вацлав Нежинский ушел из жизни. Драматург Ника Симонова в интервью резюмировала: «Для меня история Нижинского – это история о солнечном человеке, для которого лишится возможности танцевать – все равно, что сойти с ума или перестать существовать. История о трагическом несоответствии силы таланта и силы личности. Его балеты оскорбляли и восхищали общество. Его стремительный взлет и такое же стремительное падение по сей день остаются притчей во языцех…».

Похвалы заслуживают все актеры, участвующие в спектакле: Аделина Гизатуллина, Денис Самойлов, Сергей Батаев, Олег Лопухов, Павел Тэхэда Кардэнас, Ян Гахарманов, Ася Домская, Николай Романовский, Денис Бондаренко.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика