Одной из самых ярких, оригинальных премьер нынешнего театрального сезона МХТ имени А.П. Чехова стал спектакль «ХХ век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой. Это отражение памяти в двух частях с прологом, музыкой и танцевальными этюдами. - Поскольку сегодня мы уже чуть отодвинулись от ХХ века, хочется к нему возвращаться, - рассказывает Алла Михайловна, - его переосмысливать, вспоминать. Вспоминать те образы, которым мы жили в ушедшем веке. Впечатлений, конечно, много, нужно было выбирать и сделать очень концентрированную историю.
Этот спектакль – оммаж (фр.), т. е. жест любви и уважения к тем людям, той музыке, тому времени. - Начало века – совсем иная, незнакомая нам Россия, в которой невероятно бурно развивается экономика и цветет пышным цветом уникальная культура Серебряного века. В 1900 году Чеховым была написана пьеса «Три сестры», и в том же году она была поставлена в Московском Художественном театре. А в 1903-м – «Вишневый сад», воплощенный на сцене МХТ в 1904 году. Первый сюжет спектакля "ХХ век. Бал" - литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака», которое действовало в Петрограде (1911-1915 гг.). Его посещали А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Мейерхольд, К. Бальмонт, В. Хлебников и многие-многие другие. Это были «сливки», элита, которая впоследствии попала под каток большевистских репрессий. Затем первая мировая война, октябрьский переворот, гражданская война, коллективизация. В этот период ушли из жизни Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Оба они находились в привилегированном положении, потому что нужны были властям. Жена Есенина, американка Айседора Дункан, танцевала под «Интернационал» на сцене Большого театра с развивающимся красным шарфом, который воспринимался как флаг Страны Советов. Естественно, в спектакле этот исторический эпизод нашел свое отражение.
С парадной послевоенной историей прекрасно знакомы все мы. Хрущевская оттепель, Всемирный фестиваль молодежи и студентов, полет Юрия Гагарина в космос… Как говорил Сталин: «Жизнь становится лучше, жить становится веселее». Однако высылают И. Бродского, В. Войновича, А. Солженицына. Академик А. Сахаров оказывается в ссылке в Нижнем Новгороде. Наконец, советские войска оккупируют Афганистан, в результате около 15 000 погибших с нашей стороны и 1 миллион с афганской. Не говоря уже о раненых и покалеченных. Жирная точка – это обращение по ТВ президента Бориса Ельцина к российскому народу и затем поздравление под бой курантов его преемника Владимира Путина. Будущий президент России 19 лет назад пожелал всем гражданам счастья. Зал дружно рассмеялся. Говорят, в маленькой буддийской стране Бутан есть Министерство счастья, и там люди живут в радости, не зная войн и нищеты. Вот и нам бы так зажить.
Легко, на одном дыхании, смотрится это фантасмагорическое действо, наполненное одновременно красотой одухотворенных лиц и ужасом происходящего. «Век мой, зверь мой...», - написал Осип Мандельштам о ХХ веке. В конце действия не покидает мысль, что постоянно расправляясь с настоящей элитой, мы сегодня получили страну без будущего. А воспитанием политической элиты, способной разумно и грамотно управлять страной никто не занимается.
В спектакле принимают участие 42 артиста. Все они работают на пределе своих возможностей. Они увлечены и захвачены происходящими событиями. Наверное, какие-то факты, интерпретации стали для них откровением. Что очень и очень важно. Важно знать свою историю, важно размышлять и важно правильно оценивать то, что с нами случилось… Спасибо большое уважаемой Алле Сигалой за талантливую и своевременную постановку.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра