В издательстве «Эксмо» вышла книга Юлии Латыниной «Иисус. Историческое расследование». Автор не считает, что христианство выдумано, а Иисуса не было вовсе. В одном из выступлений она заявила: «Я по большому счету занимаю позицию Иванушки Бездомного. О том, что Иисус существовал. Но был очень плохим человеком». Тем не менее, в своей последней программе этого года «Код доступа» на Эхе Москвы» она поздравила с Рождеством слушателей, отмечающих этот праздник по григорианскому календарю. Странно! Зачем бы?
Книгу Юлии Латыниной предваряет отзыв журналиста Александра Невзорова, известного «поповеда»: «Без сомнения, данная работа является лучшей в этом непростом жанре. Я уверен, что труд Латыниной станет классикой. На сегодняшний день книга – обжигающе современна, так как отвечает на те вопросы, которые обнажились только сегодня. Помимо своего фактологического богатства – она смертоносно логична и блестяще написана». В издательской рецензии можно прочесть, что Латынина воссоздает эпоху Иисуса Христа, говорит о людях его окружающих, задает провокационных вопросы и отвечает на них. Приводит много цитат из древних источников и еврейских текстов. От кумранских свитков до "Толедот Йешу" (средневекового антихристианского иудейского памфлета, в котором некоторые евангельские события представлены в гротескной форме). Цитирует синодальный перевод, находит множество не стыковок в противоречащих друг другу легендах и каждый раз снова удивляет читателя. Новая книга точно не оставит никого равнодушным, она вызовет споры и заставит задуматься.
Все это было известно многим историкам-исследователям Библии и до Юлии Латыниной. Однако это не отменяет божественную красоту евангельского текста, который перевернул мир, создав нового человека и великую европейскую цивилизацию. Вся русская классическая литература Золотого и Серебряного века, которой уж точно мы можем гордиться, базируется на Евангелие. Если Иисус Христос не был Богочеловеком и был так плох, то почему его учение завоевало мир? Латынина пишет, что Он обещал Царство Божие своим ученикам. Как, например, большевики диктатуру пролетариата. Поэтому за Ним шли толпы людей. Но почему про Иисуса Христа не забыли после Его смерти, как забывали о сотнях самозванцев, провозглашавших себя мессиями. (Кстати, в наши дни имя Ленина некоторым молодым людям уже ни о чем не говорит). Ведь прошло уже две тысячи лет. И по-прежнему христианами себя считают миллионы людей, среди которых есть святые, богословы, ученые. Неужели наши великие предшественники: Филарет Дроздов, Павел Флоренский, Алексей Лосев, Валентин Амфитеатров, Александр Мень, из мирян - Сергей Аверинцев, Григорий Померанц и другие ничего не понимали в христианстве?
Одни и те же события можно трактовать прямо противоположным образом. Латынина делает акцент на жестокости Христа, призывающего к мятежу. Но Ветхозаветный Бог также невероятно жесток, что сильно смущает неискушенного читателя. Тем не менее, Библия остается самой великой боговдохновенной книгой, созданной человечеством за всю историю своего существования. Недаром гениальный поэт Анна Ахматова писала, что все, кроме Библии, провинциально. И вообще, как говорится, ломать – не строить. Все можно оплевать и перечеркнуть. Но с чем останемся? С эпатажными разоблачениями Александра Невзорова и Юлии Латыниной? Вот уж совсем не хочется.
Писатель, журналист Дмитрий Быков отозвался о книге так: «Юлия Латынина очень убедительно исторически развенчивает наши представления о христианстве. Но в самом упорстве, с каким она это делает, видно, что Бог мучает ее как проблема. Она осознает его в себе… Это глубоко религиозная книга». А бывший главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов сказал, что Юлия Леонидовна написала человеконенавистнический текст. От себя добавлю: местами в той же разухабистой манере, что и на радио в своих программах о вороватых чиновниках. Перед титульным листом "Эксмо" сочло необходимым напечатать следующее: "Издательство не несет ответственности за содержание авторских материалов и достоверность информации, точность перевода, цитирования, библиографической информации. Мнение издательства может не совпадать с мнением автора". С моей точки зрения, эту книгу прочтут немногие, точно также, как единицы сумели одолеть полный корпус Танаха (от Пятикнижия Моисея до Писаний) . Ажиотаж возник из-за постоянной саморекламы Латыниной на "Эхе Москвы" и в интернете.
В русском языке есть два однокоренных слова «дерзость» и «дерзновение». В Библии сказано: «От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд одевает их». И дерзновение – христианская добродетель, заключающаяся по слову св. Иоанна Златоуста в решимости отважиться на опасность и смерть ради угождения Богу. Каждый из нас волен выбирать свой путь.
Светлана Телятникова-Никабадзе