В апреле 2018 года в Москве прошел юбилейный 40-й Московский международный кинофестиваль, представивший 212 фильмов (из них 16 вошли в основную конкурсную программу). - Радует тот факт, что будет немало мировых премьер, - сказал в день открытия Никита Михалков. -  Мы не только сохранили, но и увеличили число спецпрограмм. Среди которых, например, "Фильмы, которых здесь не было". Я вообще считаю, что фестиваль -  в принципе то место, где можно увидеть такие фильмы.

И еще, заметил в шутку и всерьез президент 40-го ММКФ, матриархат в мировом кинематографе не за горами. Об этом свидетельствует высочайший профессиональный класс женщин-режиссеров.  На нынешнем кинофестивале в четвертый раз была показана спецпрограмма "Время женщин".

ЗАГАДКА АДРИАНЫ

Фильмом открытия стал итальянский  "Неаполь под пеленой"  Ферзана Озпетека. Директор по связям с общественностью ММКФ Петр Шепотинник назвал это решение смелым: "такая непростая картина, она содержит эротические, мистические элементы". В самом деле непростая. Первые кадры кажутся прелюдией к мелодраме о женском одиночестве: 40-летняя Адриана , пришедшая на вечеринку, кажется всем чужой на этом празднике жизни. Затем действие вроде бы переходит в детектив: она знакомится с молодым человеком, проводит с ним жаркую ночь, а на следующий день оказывается, что его убили. Или в триллер: героиня, по профессии паталогоанатом, исследует труп человека, убитого с изуверской жестокостью, и вдруг узнает в нем своего исчезнувшего любовника. Или это даже мистический триллер? Вскоре она встречает его на улице, живого и здорового. И начинается тайная связь с призраком. А может, речь о латентном безумии Адрианы, пережившей детскую психическую травму? В общем, немало всякого разного, но более всего - многозначительности. Что нашло отражение уже в названии. Для Ферзана Озпетека, давшего пресс-конференцию в "Октябре», пелена (покров, завеса) - это метафора "Все тайное становится явным".

Находка режиссера - пригласить на главную роль Джованну Медзожорно,  благодаря своей органике сумевшую передать драму загадочной и немногословной героини. Ее игру по достоинству оценило жюри фестиваля: она получила "Серебряного Георгия" за лучшую женскую роль. Кстати, в жюри основного конкурса, кроме итальянца Паоло дель Броко,  американца Джона Сэведжа и китайца Цяо Лян, вошли две талантливые женщины. Это звезда с мировым именем Настасья Кински, в свое время снимавшаяся  в западных экранизациях "Вешних вод", "Униженных и оскорбленных", а также в "Любовниках Марии" Андрея Кончаловского.  И российский режиссер нового поколения Анна Меликян, картины которой удостоены международных наград.

МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

Фильм "Ню" - один из самых необычных в конкурсной программе. Начиная с того, что его сняла уроженка Китая Ян Гэ (фото слева). В 2010 году она поступила на актерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Соловьева). В 2017 году стала участницей шоу "Голос". Больше пяти лет работает в Гоголь-центре. Основная профессия в ее режиссерском дебюте пригодилась: она играет главную роль.  И еще Ян Гэ выступает здесь как сценарист и продюсер. Короче, создатель своей вселенной. А она, эта вселенная, носит имя Москва.

Живется в ней нелегко. И романтикам, и тем, кто просто хочет хорошо в жизни устроиться. Безымянная героиня одновременно и то и другое. Конечно же, в глубине души мечтает о большой и чистой любви. И случайных связей не сторонится. Мало ли какая карта выпадет? Может,  козырный туз. Впрочем, это сколь близкая к реалиям, столь и поверхностная мотивация. Девушка, педантично ведущая видеодневник, ищет прежде всего человеческого общения.  Считая, что не может быть понята на чужом ей русском языке, иногда с отчаяния спонтанно переходит на китайский. И к кому-то регулярно обращается в каждом выпуске своего видеоблога...

ДРУГАЯ ОФЕЛИЯ

Мировая премьера "Офелии", состоявшаяся в рамках ММКФ, - просто подарок киноманам. Да и сама режиссер, австралийка Клер Маккарти, произвела на пресс-конференции сильное впечатление. Яркая, харизматичная творческая. Она отважно решилась на экранизацию одноименного романа Лизы Кляйн, в котором Шекспир сильно осовременен. Не только с точки зрения языка, на котором говорят действующие лица, но и самого сюжета.

Достаточно сказать, что центр тяжести перенесен на образ Офелии. Именно ее душевные муки становятся предметом зрительского внимания. Свободолюбивой девушке (заглавную роль исполняет британка Дэйзи Ридли) предстоит выбрать между чувством к Гамлету и преданностью своей семье и своей королеве. Не стоит, наверное, в интересах потенциальных зрителей пересказывать сюжет, но один факт хочется сообщить. В новом кино "по мотивам Шекспира" Офелия станет матерью.

БОГ СЧИТАЕТ СЛЕЗЫ ЖЕНЩИНЫ

Эту фразу из Корана итальянец  Джузеппе Каррьери привел в качестве эпиграфа к своему  фильму "Хана". Несколько девушек, чьи судьбы послужили импульсом для документалиста, носят это имя. По одной из версий, оно означает "счастье, удача". Горькая ирония. Все они пережили свой ад. И неизвестно, как сложится их дальнейшая жизнь. Самую, кажется, благополучную из них "всего лишь"  выдают замуж практически за ровесника.  А ей тринадцать. "Детские" браки в Индии сегодня  запрещены, но по факту достаточно распространены: таких свадеб в стране ежегодно насчитывается около пяти миллионов. Бабушка Ханы, на попечении которой осталась осиротевшая внучка, не видит другого пути обеспечить ее будущее. К тому же свою роль сыграл гороскоп. Высшие силы категоричны: только замуж - и немедленно!

Юную нигерийку тоже позвали замуж: предложение сделал насильник, входящий в радикальную исламистскую группу. И снова автор фильма дает сухую статистику: эта Хана стала одной из трех тысяч похищенных девушек (скорее девочек), о большинстве из которых нет никаких известий. Лишь немногим чудом удалось вырваться, как нашей героине. А некоторые в самом деле стали официальными спутницами боевиков.

Волею режиссера мы переносимся еще на один континент - в Латинскую Америку. Одна из ее беднейших стран - Перу. Беременность несовершеннолетних, связанные с огромным риском аборты стали настоящей проблемой. Перуанская Хана сохранила ребенка. Она просто влюбилась в свои неполные пятнадцать. А потом, когда ее парень испарился, оказалось, что и собственной семье она не нужна. Пошла на панель, новорожденную ведь надо кормить. И уже сейчас с ужасом думает, не повторит ли дочка когда-нибудь ее судьбу.

У Джузеппе Каррьери журналисты спрашивали, как можно было человеку незнакомому узнать столько личного и глубоко ранящего душу.  Он ответил, что здесь нужно лишь одно: стать другом тех, о ком рассказываешь. Проявить настоящий интерес и сострадание. И тогда все получится.

Из итогов 40-го ММКФ:

Главный приз "Золотой Георгий"  - фильм "Царь-птица" (Россия)  Эдуарда Новикова

Лучший режиссер - Александр Котт (фильм "Спитак")

Специальный приз жюри - фильм "Ню" (Россия) Ян Гэ

Приз "Серебряный Георгий" - документальный фильм "Чистильщики" (Германия/Бразилия) Ганса Блока и Морица Ризевика

Приз жюри российской кинокритики - фильм "Стойкость" (Узбекистан) Рашида Маликова

Диплом жюри Российских программ 40-го ММКФ "За высокие художественные достоинства и достоверность в изображении эпохи" - фильм  "Довлатов" Алексея Германа-младшего.

Спецприз "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского" - Настасья Кински

Лариса Ровнянская, Светлана Телятникова

Яндекс.Метрика