Сценическая композиция Анатолия Шульева «Солнце Ландау» («Вспышки памяти» - подзаголовок) в его постановке появилась на сцене Театра имени Е. Вахтангова. 2025-й, год 100-летия квантовой механики, отмечается во всем мире. С одной стороны, что такое квантовая механика не понимает никто, с другой, - она изучает природу сверхмалых, атомных и субатомных частиц. У истоков квантовой механики стоял Лев Ландау (1908-1968) - советский физик-теоретик, действительный член Академии наук СССР, Нобелевский лауреат.

 

Без распространенного утверждения, что все мы родом из детства, не обойтись, заглядывая в биографию нашего героя. Лев Ландау (артист Павел Попов), мальчик из еврейской семьи, в которой образованию сына придавалось важное значение. У Левы был строгий отец (заслуженный артист России Александр Рыщенков) и бесконечно любящая мама (народная артистка России Юлия Рутберг), всегда защищающая и оправдывающая лень, шалости, капризы своего единственного и неповторимого чада. Она, словно знала, точнее интуитивно предчувствовала, что ее сыну предстоит заоблачный полет в высь, гениальное научное открытие. Но лишь в кошмарном сне могла увидеть его падение в преисподнюю, заключение в пыточные сталинские застенки, где Дау пробыл целый год. И там наверняка бы сгинул, как миллионы невинных жертв в «пасти всепожирающего дракона», если б не ходатайство основателя Института физических проблем, лауреата Нобелевской премии Петра Капицы (заслуженный артист России Александр Рыщенков).

«Самая большая тайна – это наше сознание, - отметил режиссер спектакля Анатолий Шульев. - Откуда оно берется, если мир – это всего лишь вибрации квантовых полей? Может быть, оно и есть начало всего? И наша жизнь есть воображение Бога? Нет ничего увлекательнее, чем заглянуть в голову другого человека. Тем более такого интересного, как Лев Ландау. Увидеть, как в нем соединяются, казалось бы, несоединимые вещи. В спектакле нас больше всего интересуют вопросы, чем ответы. Самый известный эксперимент квантовой физики говорит, что частица света находится в нескольких местах одновременно. Можно измерить ее скорость или обнаружить положение, но нельзя сделать обе вещи одновременно. В каком-то смысле этот парадокс мы и пытаемся воплотить на сцене. Это будет своеобразная Одиссея в поисках красоты, гармонии, счастья, через темноту к свету познания».

Личная жизнь Ландау выглядит как непрерывный любовный сериал. В юности он дал обет посвятить себя науке: не пить, не курить и не общаться с женщинами. Однако в 27 лет случился поворот на 180 градусов. Ландау встретил красавицу Конкордию Дробанцеву  (актриса  Яна Соболевская), и стрела любви вонзилась в его сердце. Он стал называть ее Корой, а она его – Дау. Об их отношениях в первоначальной фазе красноречиво говорит сцена, когда актриса изобразила Беллу в полете (под острым углом в воздушном платье зависла на стене) с картины Марка Шагала, которую, как известно, художник боготворил. На протяжение 12 лет Кора была его любовницей, а штампа в паспорте добилась лишь после того, как подписала пакт о том, что дает полную сексуальную свободу мужу. Тот даже придумал штрафовать ее за ревность, тем не менее она оставалась с ним до последнего дня (в общей сложности 34 года). Ландау любил повторять: «Брак – это кооператив ничего общего, не имеющий с любовью. Но главное, что должен сделать человек в своей жизни – это быть счастливым. Поэтому гуляйте, любите и радуйтесь каждому дню! Жениться при этом можно, но помните, что супруги – это абсолютно свободные люди». Из этого следовало, что жена тоже может позволить себе много кавалеров.

7 января 1962 года по дороге в Дубну случилась страшная автомобильная авария, Лев Ландау чудом остался жив. Кора ухаживала за ним, а когда он оправился от ее последствий, то сразу же «освоил» медсестру. Она этому обрадовалась, значит, поправляется.

После смерти мужа Конкордия Дробанцева не удержалась и написала мемуары «Академик Ландау. Как мы жили», которые изобиловали неприглядными интимными подробностями из жизни мужа и многих других ученых. Мотивация униженной супруги вполне понятна: отомстить за бесконечные унижения. Но стоило ли выносить сор из избы, когда страница перевернута навсегда? Народная мудрость гласит: «Не выноси сор из избы», имея ввиду, что решать конфликт, разногласия следует внутри семьи. К тому же: «Хочешь узнать человека? Задень его. Человек – это сосуд, чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него, когда его толкнешь».

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Елена Никитченко

Яндекс.Метрика