Мистическое произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» будоражит умы 58 лет с момента первой публикации в журнале "Москва". Самые разные режиссеры снимают фильмы, телесериалы, а география постановок спектаклей расширяется постоянно. 2025-й год в Театре Российской Армии начался с громкой премьеры «Роман». Почему режиссер-постановщик Александр Лазарев изменил известное название на мало что говорящее? Быть может, для домысливания того, что осталось за «кадром» первоисточника.

 

В основе спектакля евангельский сюжет о суде римского префекта Иудеи Понтия Пилата (артист Максим Аверин) над Иешуа  Га-Ноцри (артист Дмитрий Ломакин). Следует отметить, что текст Булгакова не идентичен Евангелию, соответственно, Иешуа  - литературный персонаж романа. Вместе с тем, реальный Понтий Пилат был единственным человеком, кто мог изменить участь Христа. Но он, по сохранившимся свидетельствам, не отличался ни справедливостью, ни простой порядочностью. Это был человек  жестокий, продажный, виновный в казнях без всякого суда многих людей. Воспроизведенные на сцене диалоги Пилата и Иешуа цепляют за живое, если не каждого, то очень многих. Встретились два параллельных мира, словно две параллельные линии, пересечение которых, как доказал математик Николай Лобачевский, происходит в бесконечно удаленной точке. И вот однажды такое чудо свершилось на Земле: «две линии» пересеклись. Один Спаситель, не от мира сего, другой, которого Иешуа Га-Ноцри называет «добрый человек» (Понтий Пилат), средоточие зла, расцветшего махровым цветом после грехопадения Адама и Евы. Тем не менее, даже он признается, что не находит у Иешуа никакого преступления. В его власти было освободить обвиняемого. Ведь этот «преступник» ему даже в чем-то симпатичен, поскольку он чувствует в Иешуа что-то особенное. Но ввязываться из-за него в препирательства с иудейским первосвященником Каифой ему не хотелось от лени.  Обвинения состояли в том, что Иешуа называл себя царем Иудейским и призывал народ к бунту, чтобы разрушить храм. Каифа верил в этот план и страшно боялся лишиться денежных потоков, которые рекой текли к нему, благодаря пожертвованиям. А Пилат поступает просто: демонстративно умывает руки, когда узнает, что чернь, подговоренная слугами Каифы, выбирает для помилования  разбойника Варавву. Иешуа Га-Ноцри распят! Но о необходимости своей смерти Иисус Христос сказал, что «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется, одно».

Режиссер Александр Лазарев перевернул роман на сцене: Вначале был бал, где Воланд (артист Александр Домогаров) восседает на троне, поодаль стояли Маргарита (артистка Екатерина Шарыкина) и Мастер (артист Константин Днепровский). В конце идут кинокадры едущей «Аннушки» в районе Чистопрудного бульвара. Таким образом, все было, как в РОМАНЕ Михаила Афанасьевича Булгакова. А зрители в реальном времени сопереживали Иешуа Га-Ноцри сегодня и сейчас.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Елена Никитченко

Яндекс.Метрика