В Театре Наций блестящая премьера – старый новый «Тартюф» Жана-Батиста Мольера. Эта пьеса, написанная в 1664 году, одна из самых репертуарных комедий во всем мире. Режиссер Евгений Писарев для постановки спектакля воспользовался новым переводом «Тартюфа». Работая над классическим текстом, поэт и историк театра Сергей Самойленко поставил задачу сделать пьесу для современного зрителя. И он изменил лексику героев, в которой появились сленг и остроты нового времени.
На основе перевода Сергея Самойленко в 2020-2023 года уже поставили «Тартюфа» в Березняках, Норильске, Рязани, также были подготовлены субтитры для показа в рамках проекта "Teatre HD" спектакль Комедия Франсез «Тартюф» (режиссер Ибо Ван Хове, 2022).
Во многих сценах спектакля Мольер устами своих героев звучит поразительно актуально. Действие перенесено во Францию наших дней в особняк буржуазной семьи, где Тартюф (артист Сергей Волков) - лицемер, для которого христианское благочестие всего лишь ширма, прикрывающая мошенника, охотившегося за деньгами и недвижимостью Оргона (артист Игорь Гордин). «Мне хотелось, чтобы Тартюф был перевернутым князем Мышкиеым, поэтому я позвал на заглавную роль Сергея Волкова, который несколько лет назад репетировал в спектакле «Идиот», но, увы, не дошедшим до премьеры, - поделился Евгений Писарев. – Несмотря на такой серьезный заход, по жанру наша постановка – семейная драма в стиле сатирического сериала «Наследники». И я надеюсь, что зрителю будет смешно, потому что все ситуации узнаваемы, а параллели очевидны».
Итак, Тартюф не отвергает никакие дары загипнотизированного им Оргона, становясь владельцем всего движимого и недвижимого имущества, плюс получает предложение покровителя жениться на его дочери Марианне (артистка Мила Ершова), у которой к этому времени есть жених. Но мошеннику Тартюфу все мало. Он положил глаз на жену Оргона (артистка Анна Чиповская), умницу и красавицу. Вот она-то и обвела нашего «героя» вокруг пальца, показав мужу наглядно, какому проходимцу тот поверил и все отписал. Оргон, сидя под столом, испытал чувства гадливости и ужаса… Но когда Тартюф был окончательно разоблачен и «обезоружен», над Оргоном навис дамоклов меч репрессий по политическим мотивам. От тюрьмы и сумы неожиданно Оргона спасает сам король. Тут и сказки конец - happy end случился.
Известно, что Людовик XYI не разрешил Мольеру поставить «Тартюфа», хотя он дописал финал, где изобразил милостивого монарха, прощающего несчастного Оргона. Прошло 360 лет с тех пор, но сколь прозорливым оказался господин Мольер. Вера в мудрого и великодушного правителя не умирает в народе и поныне.
Нельзя не отметить прекрасную игру всей актерской команды, участвовавшей в постановке "Тартюфа". Театр Наций кажется единственный в Москве, по крайней мере из самых известных, где приглашенные режиссеры сами выбирают актеров из разных театров. Большой respect Евгению Миронову, художественному руководителю, создавшему театр, который стал платформой для концептуальных постановок и новых идей.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра