В Театре Вахтангова на Симоновской сцене вышел спектакль «Утиная охота» Александра Вампилова. Ее поставил молодой режиссер Аскар Галимов. Действие происходит в 60-е, которые были временем надежд и перемен, благодаря хрущевской оттепели. А в пьесе идет речь о нравственной деградации советского общества. Главному герою Виктору Зилову (артист Максим Севриновский) около 30, он женат по любви на Галине (артистка Полина Чернышова), работает инженером в солидном бюро.

Однако персонаж на глазах меняется: обманывает начальника, изменяет жене. Даже новость о ее беременности показалась ему никчемной, пропустил молча. Зилов, обращаясь к приятелю Саяпину, произносит слова, которые говорят о его полной опустошенности: «Брось, старик, ничего из нас уже не будет... Впрочем, я-то мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею». Демонстрация безразличия ко всем и ко всему налицо. Но ведь такой Зилов был не единственный  в те годы. Безверие в среде людей, вникающих в суть происходящего, разрасталось. Светлое будущее, построение коммунизма к 1980 году в отдельно взятой стране, обещанное Н.С. Хрущевым, со всей очевидностью превращалось химеру. И Вампилов, обладая даром предвидения, почувствовал это среди первых. Пьеса «Утиная охота» была закончена в 1968 году за четыре года до трагического конца драматурга. Александр Вампилов утонул в Байкале, спасая друга, не дожив всего двух дней до своего тридцати пятилетия.

Перед показом Аскар Галимов вышел на сцену и сказал, что посвятил этот спектакль своим родителям. На первый взгляд, может показаться странным, поскольку Зилов явно не в ладах с соблюдением пятой заповеди декалога, которая гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Он пренебрегает просьбами родителей навестить их, а когда отец умирает, то и на похороны не считает обязанным ехать. Но режиссера интересует поколение родителей, к которым принадлежит Зилов. Ведь многие из них, в отличие от главного героя, и по сей день с ностальгией вспоминают о «счастливой» жизни в период 18-летнего брежневского правления. Мол, жили спокойно без войн и потрясений. Хотя очевидно, что с точки зрения экономики - это пустые прилавки, колбасные поезда в Москву, дефицит всего и вся, а идеологии - путь построения ленинского и сталинского социализма оказался жестоким экспериментом, приведшим к чудовищным репрессиям, голодомору, эмиграции элиты и т.д. Вместе с тем очевидно, что консенсуса в обществе между двумя противостоящими группами населения никогда не будет.

Пьеса заканчивается эпизодами: Зилов загорается мыслью покончить жизнь самоубийством. Друзья пытаются ему помешать, и он выдворяет их. Впадает в истерику. Но через несколько минут звонит некому Диме и сообщает, что готов ехать на охоту. Финал остается открытым. Как будет жить Зилов дальше?..

В «Утиной охоте» для режиссера Галимова «очень важно некое глобальное настроение, которое принято называть «космическая тоска по дому». Дом – это место России в мире, в которое мы, возможно, в конце концов, вернемся». И это оптимистичный сценарий будущего уже для всех нас.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика