2 октября 2020 года покинул наш бренный мир хороший человек, драматург и сценарист Аркадий Зиновьевич Ставицкий. Одна из самых популярных его пьес «Улица Шолом-Алейхема, дом 40» была им написана в октябре 40 лет назад. Премьера состоялась в декабре 1985-го на сцене Московского драматического театра им. К.С. Станиславского (ныне «Электротеатр Станиславский»). Режиссер-постановщик – Александр Товстоногов. По отзывам тех лет, этот спектакль был одним из самых пронзительных Москвы 80-х. Затрагивал перестроечную тему. В центре сюжета история одной еврейской семьи из Одессы.
Сыновья решили эмигрировать в Израиль, поставив родителей (отец – убежденный коммунист) перед сложным выбором: расстаться с детьми или с родиной. Спектакль пользовался огромным зрительским успехом. «Лишний билетик» на этот спектакль начинали спрашивать уже в подземном переходе метро «Пушкинская», хотя никакой широкой рекламы не было. То, как играла свою Розу (мать семейства) Римма Быкова, народная артистка РСФСР, даже трудно назвать игрой. На сцене жила своей трагической жизнью маленькая, суетливая женщина с одесским говорком, мелкой старческой походкой. И чтобы не делала эта Роза – все дела и слова для других и ради других. Именно такой была мама Аркадия Ставицкого - Фаня Моисеевна. В названии пьесы указаны реальная улица и реальный дом…
ВОСПОМИНАНИЯ ДОЧЕРИ НАТАЛИИ СТАВИЦКОЙ
Папа написал пьесу «Улица Шолом-Алейхема, дом 40» в писательском доме творчества «Переделкино» за месяц, хотя обдумывал ее ни один год. Шел октябрь 1984-го. Помню, он поехал в дом творчества сменить обстановку и поработать. Звонил оттуда довольно часто, и с каждым днем я чувствовала, что голос его становился все бодрее и веселее. В конце концов, уже перед отъездом домой, вдруг сказал мне: «Наташа, ты знаешь, я написал свою ГЛАВНУЮ». И тут я почувствовала по его голосу, что он счастлив.
Когда он вернулся домой, я заметила, что он сильно помолодел и выглядел очень уверенным в себе. На следующий день у меня был выходной день. Папа спросил меня: «Хочешь, я прочитаю тебе свою новую пьесу? Ты будешь первая. Я еще никому ее не читал». Я была в восторге. Папа предложил мне послушать его пьесу в его исполнении, и я буду ПЕРВАЯ!!! Я была счастлива. И вот он начал ЧИТАТЬ! Стоя, на одном дыхании. Читал с потрясающим выражением, играя роли всех своих персонажей. Это был настоящий моноспектакль. Я слушала, как завороженная. Вначале мне было очень смешно, я все время смеялась, но по ходу пьесы напряжение нарастало и все окончилось драмой, слезами. Когда он закончил читать, мы молчали. Минут десять. Ни я, ни он не могли говорить. Пьеса абсолютно не надуманна; автор рассказывает нам жизненную историю, которая могла бы произойти в каждой семье. Очень живые образы. Роза Марголина - точный образ моей бабули, папиной мамы. Он ее изобразил с необыкновенной любовью; яркий незабываемый образ Матери, пример которой он видел ежедневно.
Меня поразил необыкновенный колорит всех образов. Кроме того, у папы была любимая тетя Роза в Одессе, которая его обожала, и мы часто ездили туда отдыхать летом. Она и ее муж Тоня, их квартира, их дом и их соседи, одесский говор... Я помнила их всех с детства, и вдруг они снова все предстали передо мной в пьесе. Они вдруг заговорили голосом моего папы. Я была в восторге от пьесы. Я сказала ему: «Папа, твоя ГЛАВНАЯ в кармане. Я горжусь тобой».
Для меня важно то, что «Улица Шолом-Алейхема, дом 40» пронизана тонким, благородным юмором. Это одна из основных черт творчества моего папы. Папа всегда считал себя русским писателем чеховского склада. Я целиком принимаю его позицию, хотя встречала другие мнения. Ну и что же, пусть. Рада очень, что не ошиблась, так как знаю, что драматурги Алексей Николаевич Арбузов, любимый учитель моего папы, Александр Володин, Леонид Зорин, Виктор Розов и многие другие были того же мнения. Эта пьеса прекрасно изображает политическую картину своего времени. Люди «пачками» покидали Советский Союз. Хорошо это или плохо, а судьи кто? Сегодня политическая ситуация сильно изменилась, и в то же время мы наблюдаем такую же тенденцию. Нет больше СССР, а люди все равно бегут, теперь уже из России. Хотя и все разыгрывается по-другому: люди бегут, потом возвращаются, снова уезжают и снова возвращаются. Сейчас это не считается предательством, и никто из-за этого не кончает жизнь самоубийством. История повторяется, но дух совсем иной. У многих родственники за границей, и все спокойно ездят к ним в гости. Я имею в виду, конечно же, не последние два с половиной года. Как пел Окуджава: «Ах, это братцы, о другом!» В советское время пьеса моего папы «Улица Шолом-Алейхема, дом 40» была передовая, на самую злобу дня, сверх смелая во всех отношениях и патриотическая. Но пьеса - не учебник по истории, а прекрасное художественное произведение, литература самого высшего класса. Такое мое мнение.
POSTSCRIPTUM
ГАЛЯ (так она всегда просила себя называть) Ставицкая, супруга Аркадия Зиновьевича, с которым она прожила 62 года, ушла из жизни совсем недавно – 3 сентября 2024 года. После смерти мужа она писала стихи, многие из которых от всего сердца посвятила АЗ. Вот одно из них:
Мне грустно потому, что нет тебя со мною.
Что зимними холодными ночами
Ты не зовешь меня помочь.
Ведь я не прочь!
Но нет тебя и не вернешься ты.
Прошла вся жизнь, прошла любовь...
Декабрь, 2021
На фото №2 текст: "Дорогой Фаине Моисеевне, подарившей сына, сотворившего Ваш образ Матери, Розы Марголиной.
С низким и глубоким поклоном, артистка Римма Быкова в этой роли".
Публикацию подготовила Светлана Телятникова-Никабадзе