«Я прочитал три тома ее сочинений, я посмотрел кучу фильмов о ее жизни, я ознакомился с мемуарами большинства ее современников (как почитателей, так и противников) и ничего, ровным счетом ничего в ней не понял», – написал Михаил Левитин-младший о Елене Петровне Блаватской, собирая материал для пьесы о первой феминистке в России. И вот на днях в «Эрмитаже» состоялась премьера «Веселой женщины» в постановке его отца, художественного руководителя театра Михаила Захаровича Левитина.
Между тем современники о «веселой» женщине оставили любопытные воспоминания: «Днем она часто лежала в коме, а ночью ходила по дому. В ее присутствии двигались предметы, и она нередко впадала в транс, разговаривая с духами». Елена Блаватская переписывалась с Л.Н. Толстым и даже подарила графу свою книгу «Голос безмолвия. Семь врат. Два пути» (это из сокровенных индусских писаний). С подписью: «Одному из немногих. От автора». Ответ Льва Николаевича был кратким: «Книги известные. В них много хорошего, нехорошо только то, что они говорят о том, что не дано знать человеку». Судя по всему, знаток человеческих душ считал, не доросли мы…
О чем же комедия «Веселая женщина»? О грузинском периоде Елены Петровны на фоне Кавказской войны, после которой ее участник Лев Толстой написал, что хуже войны ничего нет. Действие разворачивается в доме у бабушки и дедушки героини в Тифлиссе. Роль Блаватской исполняют две актрисы – Мария Глянц (юная Блаватская), а после возвращения - Екатерина Тенета, заслуженная артистка России. Все, что происходит, выглядит и комично, и драматично одновременно. Муж, Никифор Васильевич Блаваткий (артисты Борис Романов, Сергей Бесхлебнов), заснул в первую брачную ночь и, похоже, что проспал также последующие десять лет до возвращения Лели (домашнее имя) из Индии в Тифлисс. Хотя в реальности вице-губернатору Эриванской провинции Н.В. Блаватскому было всего 40, и он не мог выглядеть столь глубоким стариком, как на сцене. Но правда заключается в том в том, что у Лели действительно были свои планы. Через три месяца после заключения законного брака она уехала за границу, живя самостоятельно на деньги, присылаемые ежемесячно отцом. По законам Российской империи того времени паспорт для отдельного проживания Елена Блаватская могла получить только с согласия мужа.
«Веселая женщина» Михаила Левитина - это комедия, где остроты и перепалки между персонажами, где зажигательные танцы, яркие костюмы и декорации. Интересно наблюдать за чопорным высшим светом и веселой женщиной, существующей как будто в параллельном измерении. Очевидно, что драматург старался сгладить все острые углы в жизни героини и перевести все в шутку, в непонимание или недоразумение. Со сцены несколько раз доносилось: «Блямц! Блямц! Блямц!» Это был словно удар обо что-то, а за ним следовали реплики, которые вызывали улыбку у зрителя. У актрисы Екатерины Тенеты получалось с успехом быть центром внимания на протяжение всего спектакля. Ее Блаватская – эксцентричная, находчивая, остроумная. Среди иных действующих лиц известные родственники Елены Петровны. Это А.М Фадеев – бывший саратовский губернатор, тайный советник (дедушка Блаватской), князь А.И. Барятинский, наместник Кавказа, взявший в плен Шамиля, сам имам Шамиль. Есть и двоюродный брат Е.П. – 10-летний Сергей Витте, будущий премьер-министр Российской империи. Но первенство по популярности на сегодняшний день кажется принадлежит Елене Блаватской. Вот в такой компании Михаил Левитин и создал пьесу «Веселая женщина». Была ли самая загадочная и окутанная тайной женщина XIX века счастливой в этой жизни? Думаю, да, потому что Елена Петровна ни на кого не перекладывала свою ответственность быть счастливой, она всегда шла своим путем.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра