По случаю 79-й годовщины Победы Театр «Геликон-опера» выпустил спектакль «Император Атлантиды» чешского композитора-еврея Виктора Ульмана. Музыка была им написана 80 лет назад в концентрационном лагере Терезин, созданном на базе тюрьмы гестапо. Терезинштадт (в 48 км от Праги) занимал важное место в нацистской пропаганде, позиционируясь как лагерь-курорт для пожилых и заслуженных евреев. В эту небылицу поверили граждане Третьего рейха и многие евреи в Европе.
Лагерь находился в стенах крепости, возведенной в 1780 году австрийским императором Иосифом Вторым и названной в честь матери, императрицы Марии Терезии. В конце 19 века здесь открыли тюрьму, в которой умер Гаврила Принцип, застреливший эрцгерцога Франца Фердинанда, что послужило триггером к началу Первой мировой войны.
Из сохранившихся записей Виктора Ульмана, стало известно, что его детище опера «Император Атлантиды» являет собой произведение о жизни, разучившейся смеяться, и о смерти, разучившейся плакать. Кажется, сильнее сказать невозможно. Режиссер-постановщик Вадим Летунов рассказал, что композитор вместе с либреттистом Питером Кином, находясь в лагере, не могли взять в руки оружие. Но свое отношение к чудовищным событиям в мире они показали через творчество. «Необходимо иметь в виду, что в опере могли быть использованы только те инструменты, которые были в распоряжении узников», - поделилась интересной подробностью дирижер Елена Сосульникова. В целом музыка композитора – это фантастический сплав различных стилей, где есть место экспрессионизму Шенберга и гармонической роскоши жизнеутверждающего Штрауса.
Бесспорно, что либретто «Императора Атлантиды» Питера Кина актуально forever, как шекспировский сюжет «Ромео и Джульетта», находящийся на противоположном полюсе. История такова: Император затеял войну всех против всех, в результате чего произошло невероятное событие: Смерть в образе наемного Киллера пришла в ужас от содеянного кошмара по приказу одного человека, и поэтому люди перестали умирать. «Отречение Смерти от привычной роли несет свободу», - передавал Громкоговоритель слова Императора узникам лагеря, живущим в адских условиях. Прошло какое-то время, и Смерть (как избавление от Чумы, а не сама Чума) согласилась вернуться к своим обязанностям при одном условии: «Первым умершим станет сам Император». Император – это воплощенный Гитлер. В финальной сцене он снимает с себя одежду – как это делали узники нацистских лагерей перед отправкой в печь. По словам артиста Михаила Никанорова, выступающего в роли Императора, это самая сложная партия из тех, что ему доводилось исполнять.
В постановке Вадима Летунова появилась новая коллизия, которой нет в либретто Питера Кина. В противовес абсолютному злу возникла притча о любви солдата и прекрасной девушки в розовом… Без Ромео и Джульетты тут уже не обошлось. Хотя поначалу девушка была врагом солдата на поле битвы. Все персонажи оперы «Император Атлантиды», находящиеся в преисподней, вызывают бесконечное сочувствие. Атлантида нацистов исчезла, но память о ней жива.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра