Постановка «По Руси» режиссера Павла Пархоменко это уже восьмое обращение Театра Вахтангова к произведениям Горького. Основой инсценировки стал цикл его автобиографических рассказов «По Руси», повести «Детство», «В людях», «Мои университеты», а также очерки и переписки с Федором Шаляпиным, Львом Толстым, Константином Станиславским, Антоном Чеховым, Леонидом Андреевым, Ильей Репиным. Очевидно, что он старался быть гуманистом и проповедником человеколюбия.

 

Вот именно эта тема сегодня необычайно важна и необходима, по словам Павла Пархоменко. Как известно, Горький стрелялся в Казани, на Федоровском бугре. С той роковой ночи и начинается спектакль «По Руси» на Симоновской сцене в Камерном зале.

 

Судьба простого человека, заблудившегося на бескрайних просторах России, является сюжетом многих рассказов Горького. Его герои подспудно мечтают о прекрасной России будущего, что помогает им переносить тяжелую, часто ужасающую реальность. Но ничего не изменилось и доныне. Все так же Россия пытается отстоять свое значимое место в глобальном мире ценой загубленных жизней тысячи тысяч в основном обычных людей.  

 

В рассказах, написанных  с 1912 по 1917 год, писатель как будто возвращается к мотивам раннего творчества, к впечатлениям от странствий по России. В некоторых персонажах он даже находит способность преобразовать реальность. К примеру, «Страсти-мордасти» - раздирающий душу рассказ-тупик, в котором оказались молодая женщина и ее сын-инвалид, ползающий на коленях по полу. Мать зовут Машка Фролиха, и она торгует своим телом ради заработка. Бесконечно любит несчастного сына и живет ради него. В то же время человек больной и спившейся. Будущее не сулит ей ничего хорошего. Сын Ленька не по годам мудр и серьезен, к матери относится, как к малому дитя. Он развлекается тем, что собирает в разные коробочки насекомых и дает им смешные прозвища: паук-барабанщик, муха-чиновница. Проезжий торговец, оказавшийся случайно в их доме, потом начинает посещать мальчика, пытаясь как-то скрасить его жизнь. Но ситуация настолько безнадежна, что однажды этот деятельный и порядочный человек быстро уходит, чтобы не зареветь от захлестнувшего его отчаяния.

 

Каждый сюжет в спектакле «По Руси» оставляет неизгладимое впечатление и заставляет думать о судьбе нашей родины. Почему в такой огромной и многообразной стране с самобытным и талантливым народом не получается создать достойную жизнь для каждого ее гражданина уже в наши дни? В царской России не срослось, в советской не задалось и в новой России XXI века тоже не выходит по-человечески. Явно тут что-то не так в нашем царстве-государстве, господа-граждане соотечественники…

 

Особо хочется отметить актерскую работу всего многочисленного состава спектакля. Играли самозабвенно, на одном дыхании. В первую очередь Василия Симонова, исполнившего роль нашего классика Максима Горького, актуального навсегда. И, конечно, персонально актеров в упомянутом мною рассказе «Страсти-мордасти» - заслуженную артистку России Наталью Масич (Машка) и Анну Ляхову (Мальчик).

 

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика