В театре Модерн зрителей погрузили в инфернальный мир. Молодой режиссер, он же артист театра, Шамиль Мухаммедов поставил «Страсти по Торчалову» Никиты Воронова. Премьера имела успех на пробном показе, свидетельствую: все, кто был в зале, аплодировали стоя. В евангельском названии пьесы, кажущемся несколько странным, - вся суть спектакля, а его главная мысль: «жить – значит страдать», - цитата из текста. Страдания не покидают человека нигде: ни на том, ни на этом свете.
Пьеса совершенно абсурдистская, и только одним этим созвучна нашему времени, а еще своими многочисленными смыслами, юморными и остроумными сентенциями. Важно оговориться, пьеса написана еще в далеком 1997 году, и кто стал прототипом Павла Торчалова –– функционера высокого полета, «я изменил жизнь народов…дал народу свободу», - можно только догадываться. На совести режиссера жизнерадостное, ничего другого не предвещающее начало: на заднике разноцветная инсталляция с изображением многоэтажки, раскрашенной цветными красками и еще залитой солнечным светом и вдруг… картинка сменяется чернотой фантасмогоричного загробного мира.
Во мраке сцены - ниша с клубящимся дымом, из другого антуража - лишь черные лавки, на которых герои и спят, и пьют чай, и едят. Сюда, неожиданно для себя, прямо с кремлевской койки попадает главный герой. Ему плохо, он зовет жену или сиделку, и пока не знает, что здесь уже не помогут ни врачи, ни медсестры. Пространство больше похожее на тюремное. Условия издевательские: туалет по записи и только три раза в сутки, душ в общем коридоре два раза в неделю…
Обитатели стремятся вырваться отсюда, и у них есть такая возможность, но для этого им надо вспомнить свой главный грех жизни. «В котле – что, в себе вариться страшно». Перебирать день за днём всю свою жизнь – вот главное наказание. Для того, что бы вспомнить – каждому отведен свой срок. Кто не сможет – возврат души на новый круг жизни. Но только это-то и есть самое страшное, что может случиться, потому что новое переселение души предполагает худшую судьбу и еще большие страдания. Проснуться «баобабом» по Высоцкому никто не хочет, и до такой степени, что один из обитателей темницы, ввиду подобной перспективы, совершает попытку самосожжения.
Все же это трагикомедия, потому остроумного юмора здесь тоже достаточно, хотя он и черный под стать содержанию. Некоторые персонажи живут в этом пространстве не одну сотню лет. Вот, например, лихой боец Гражданской Сашка Пыжов (Евгений Невар), участвовал в расстреле царской семьи в доме Ипатьева, но видимо этот грех не самый большой в его жизни. Анекдотичная ситуация с девушкой Лизой (Надежда Меньшова). Она из низших слоев, помнит пожар Москвы при Наполеоне, и даже терпела приставания самого Пушкина. Чистая, наивная, добрая. Может ей и вспоминать то нечего, ошибка? Но грех есть у каждого человека! Просто если грех большой его и трудно вспомнить, из-за чувства вины его блокирует память. Вот и Лиза, вспомнила, Москву-то это она подожгла! Случайно, конечно, когда в суматохе оставила горячий утюг на календаре графини.
Очень ненавязчиво, тонко играет своего героя Александр Борисов. Сколько самых разных психологических состояний выпало на его роль! Сакраментальная фраза пьесы: «Но кто ж во власти и без греха?», - это про него. Как он лиричен, когда вспоминает о своей неземной любви к женщине! Правда выяснить, что с ней потом случилось, и почему она вдруг пропала, так и не собрался или не захотел. А еще он и стукач, и подлец, и многое чего еще. Только все эти грехи ему как о стенку горох. Зато как владеет собой, как умеет адаптироваться к любым условиям! Одним взглядом ставит на место зарвавшегося хама, промышляющего дедовщиной и на том свете…. У него вполне человеческие отношения складываются с надсмотрщиком Степой, таким неумолимым по отношению к другим. И он один умудряется побыть наедине с собой в переполненном трамвае, который ездит по кругу за сценой, вероятно, подвозя новых обитателей, однако в этом трамвае, как и в настоящем мегаполисе, никто ни на кого не обращает внимания.
Несколько тусклым получился образ холодной и бесстрастной комендантши Риммы (Марина Чижевская), расцвеченный лишь красными офисными туфлями. И никакой тайны, кроме туфель больше никакой изюминки. Непонятно, как такая женщина могла быть предметом возвышенной любви героя, с которой он встречается уже в подземном мире. Из-за сокращения текста автора тем более не понятно, за какие земные прегрешения ей самой суждено навеки оставаться в этом неприятном месте. А на самом деле – и она, и охранник Степа, они оба повинны в суициде - самом тяжком из возможных грехов.
Финал несколько наивен, хоть и жизнеутверждающий. Функционера возвращают наверх доживать свою же жизнь. А вывод прост: и на том и на этом свете в цене бескорыстная любовь и сострадание к ближнему. Вот этому последнему, наглядевшись на «Страсти» в преисподней, в конце учится и Торчалов. В буквальном смысле замирая, зал наблюдает, как на авансцене он отогревает дыханием замерзшего щенка. Действие ему настолько не свойственное! Но какое умиление и доброта разливаются при этом на его лице!
Елена Белякова, фото пресс-службы театра