О поездке на Байкал мечтают многие. Некоторых, вероятно, останавливает расстояние, которое преодолевается приблизительно за 5 часов полета до Улан-Удэ и за 6 часов обратно, до Москвы. Иных – материальная сторона вопроса. Ну, ведь говорят же, что в каждой бочке меда есть ложка дегтя, а так же нет худа без добра. Вот и пандемия сильно удешевила туризм на Байкал. Кстати, название озера происходит от тюрко-монгольского слова «байгал», означающего «большой водоем», «множество воды».
ONLY FOR CHINESS TOURISTS
Специалисты подсчитали, что в Байкал впадает 336 больших и малых рек, ручьев и ручейков и только одна крупная река Ангара вытекает из него. Через многие сотни лет, по мнению ученых, Байкал превратится в океан. Нам довелось совершить путешествие по Байкалу (со стороны Улан-Удэ) до острова Ольхон (от бурятского «ойхон», т.е. «лесочек»), площадь которого составляет 730 кв.км. Наша группа плыла на катере, ветеране труда 1960 года рождения, с востока на запад. Именно в этой части Ольхона находится глубочайшее место Байкала – более 1,6 км. Байкал не был приветливым во время нашего плавания, и мы на себя испытали его характер, качку, от которой тарелки летели вниз или бегали по столу, как, вероятно, во время спиритического сеанса. Некоторые попутчики страдали от «морской» болезни со всеми вытекающими последствиями. С палубы бегущие, серебристо-черные волны Байкала казались зловещими. Но, слава Богу, мы благополучно доплыли до острова, и нас встретила улыбающаяся аборигенка, гид Саша, работавшая вполне профессионально. От нее мы узнали, что на Ольхоне все еще нет дорог. В 2015 году во время прямой линии президент Путин пообещал выделить деньги на дороги, и они были выделены и даже начались работы. Потом по какой-то не афишированной причине все свернули. И по-прежнему на острове ухабы да грязь по щиколотку после проливных дождей. Водители уазиков довольны, потому что они оказались монополистами по перевозке туристов по острову. Легковым авто тут делать нечего, увязнут. Хотя не спортивному или пожилому туристу забраться в салон уазика проблема: ступенька расположена очень высоко. Вспомогательные табуретки – only for Chinese tourists.
ЧЕРНАЯ ВЕРА
Проехав половину острова, мы увидели озера, леса, невысокие горы. Людей почти нигде не было видно, население острова составляет около 2000 человек. Гид Саша нам сообщила, что Ольхон является центром шаманизма (хара-шажан – «черная вера») и здесь живут шаманы. Знания передаются от учителя к ученику, которого в детском возрасте выбирает учитель. Конечно же, шаманом нужно родиться. К шаманом обращаются в трудных житейских ситуациях. Самое распространенное обращение – болезнь. Шаманы входят в транс для исцеления души, используют бубны, совершают жертвоприношения. Говорят, что главный шаман бурятского народа Валентин Хагдаев от рождения имеет раздвоенный большой палец (лишнюю кость) на правой руке. По местным понятиям это знак! С такой отметиной шаманы появляются один раз в сто лет. Главный шаман обладает большой силой. Высказывания Валентина Хагдаева звучат разумно: «Просто надо понять, что вокруг все живое, одушевленное. Большой грех наносить природе какой-либо вред. Откликнется бедой». И ровно об этом, но другими словами сегодня постоянно повторяют экологи всего мира.
Одно из главных достопримечательностей острова – Шаман-скала или Шаманка. Две беломраморные скалы, отделенные от острова узким перешейком. Именно здесь, на мысе Бурхан, по поверьям бурят, жил небожитель Хаан Хутэ-баабай. В пещере этой горы находился один их трех его призрачных дворцов. Ни один из местных жителей не решался проскакать верхом мимо мыса с пещерой. Копыта коней обвязывали сверху кожей, чтобы не цокали и не тревожили Великого Духа. Женщин и детей вообще не подпускали близко к скале – первых духи могли оставить без потомства, вторых – свести с ума. В пещеру имели доступ лишь шаманы, совершавшие здесь обряды. Сегодня в пещеру на Шаман-скале могут пройти туристы. Однако и в наши дни буряты верят, что на мысе живут духи. Поэтому в окрестностях много символов их почитания – пирамид из камней и столбов-сэргэ с повязанными лентами или хадагами (щарфами). Я тоже решила исполнить местный ритуал, завязав белую тесемочку с просьбой о близком человеке…
НЕТЛЕННЫЙ МОНАХ
Буддийская традиция в СССР была полностью уничтожена в 1930-е гг. В конце Великой Отечественной войны в стране начали открывать храмы, церкви, мечети, дацаны. В мае 1945 года было разрешено строительство дацана на берегу реки Средняя Иволга, в 36 км от Улан-Удэ. Первая служба состоялась уже в декабре 1945-го. Иволгинский дацан стал самым крупным на территории России. Осенью 2002 года было обнаружено нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова. Через полгода приняли решение о возведении Дворца-храма для хранения священной реликвии. В 2008 году нетленное тело Учителя торжественно перенесли в храм. Пандито Хамбо Лама XIIвозглавлял буддийскую конфессию на бурятской территории на протяжении с 1911 по 1917 гг. Его образ является предметом поклонения всего буддистского сообщества. Это нетленный монах, который продолжает пребывать в состоянии медитации уже 93 года. Его жизнь, уход и возвращение - тайна.
Даши Доржо Итигэлов родился в мае 1852 года и рано осиротел. В 5-летнем возрасте он был принят батраком в одну из семей, однако хозяева, увидев в мальчике исключительное дарование, способствовали тому, чтобы он оказался в Анинском дацане. Начиная с 15-летнего возраста и на протяжении 23 лет, Итигэлов постигал тонкости буддийского учения, тибетских знаний по медицине и другим наукам. С 1898 года преподавал в дацане философию буддизма, достигнув уровня ламы. В 1911 году он избирается Пандито Хамбо Ламой XII и становится главой буддийского движения на территории Восточной Сибири. В период первой мировой войны под его руководством открывались госпитали для лечения раненых, а созданное им благотворительное общество помогало собирать денежные средства, продукты питания, медицинское оснащения для фронта. «Чтобы обрести отдушину в вечности, надо постоянно помогать людям», - утверждал Пандито Хамбо Лама XII. Предвидя гонения на буддистов, в 1917 году он отказался от своего поста и просто служил в монастыре. Достигнув 75 лет (1927 г.), монах Даши Доржо Итигэлов погрузился в самадхи и достиг нирваны. Уходя из жизни, он оставил завещание, как нужно распорядиться с его телом. Если при вскрытии саркафага в определенные даты будет замечено тление, то тело нужно предать огню. В 2002 году его саркафаг был вскрыт и к удивлению присутствующих, обнаружилось, что Лама продолжает оставаться в той же позе лотоса как живой человек, который медитирует много лет. Более того, было замечено, что у него растут волосы. Его состояние можно определить так: он не жив и не мертв.
В целом отношение к покойникам у буддистов специфическое. Они хоронят своих родных на кладбище, но могилы никогда не посещают и, соответственно, не ухаживают. Считается, что воспоминания вредят усопшему, он не может оторваться от земной жизни. И это абсолютно противоречит христианскому взгляду, который утверждает: «Ушедшим нужна память».
МИЛЕНЬКИЙ ГОРОДОК
Население Республики Бурятия составляет около 1 миллиона человек, в Улан-Удэ проживает почти половина, около 450 тысяч человек. Улан означает «красный», Удэ – название реки, впадающей в известную реку «Селинга». До 1936 года город носил название Верхнеудинск. На центральной улице Ленина Улан-Удэ есть Музей истории города. Особняк, в котором располагается музей, принадлежал купцу Ивану Голдобину, известному в городе своей благотворительностью. Супруга купца – Елизавета Голдобина была попечительницей приюта для арестантских детей. В 1896 году она завещала Верхнеудинску 25 тысяч рублей на строительство богадельни и приюта. Это очень большие деньги по тем временам. В доме Голдобиных останавливался 21 июня 1891 года по возвращении из своего кругосветного путешествия в 51 000 км цесаревич Николай. Иван и Елизавета Голдобины были почетными гражданами Верхнеудинска. Рядом с Музеем истории города сидит А.П. Чехов. Памятник был установлен в 2013 году, его автор - скульптор Зандан Дугаров. Антон Павлович был в Верхнеудинске проездом, возвращаясь с острова Сахалин. Он осмотрел город и сказал: «Миленький городок».
Центр города красив. Несомненно, что одно из главных его достопримечательностей - Театр оперы и балета. Сезон еще не начался, но афиша была впечатляющей. Мировая балетная и оперная классика представлена во всем многообразии. В 2015 году монгольский вокалист театра Ганбаатар Ариунбаатар завоевал первое место и получил Гран-при Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Сейчас он признанный артист и в Монголии. Хотя во времена студенчества певцу приходилось не сладко – работал на стройке и в такси. Подняться на звездную сцену помогли, конечно же, упорство и талант.
Недалеко от Театра оперы и балета находится огромный памятник «Голова Ленина» народного художника РСФСР Г.Ю. Нероды. Его привезли в Бурятию из Мытищ еще в советское время. Выглядит жутковато. Вероятно, скульптор хотел подчеркнуть гениальность вождя мирового пролетариата и изваял его голову гигантских размеров. Но зачем Бог дал незаурядный ум беспредельно жестокому человеку, по приказу которого были уничтожены миллионы людей? Ленин - организатор первых концентрационных лагерей, где в адских условиях содержались кулаки (крепкие хозяйственники), священнослужители, белогвардейцы. Ответа нет. Вместе с тем, этот памятник – один из символов города и туристы фотографируются на фоне «Головы Ленина».
Горожане Улан-Удэ доброжелательны и охотно помогают гостям найти нужное место в городе. Русские и буряты уживаются здесь без конфликтов. Уже много смешанных браков, и, вероятно, в каждом русском есть капля бурятской крови и наоборот. Молодежь заметно отличается от старшего поколения. Они выросли уже в другой стране, и многие нацелены уехать в Европу или работать с китайскими компаниями. Любопытно, что все говорят, «мы живем Бурятии», слово «Россия» не звучит.
Жителям центральной России при возможности я очень советую проехаться вглубь нашей страны. Там живут хорошие люди, несомненно. заслуживающие достойной, безбедной жизни. Республика Бурятия, имеющая такую уникальную жемчужину, как Байкал, оказывается дотационным регионом. Почему?..
Светлана Телятникова-Никабадзе