В ГМИИ имени А.С. Пушкина продолжается главная выставка года «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых». В начале XX века Европа и Америка не знали коллекционеров уровня Михаила и Ивана Морозовых, собиравших современную французскую живопись. Братья имели разный подход при выборе картин. Иван долго присматривался к новым художникам и только потом начинал покупать их работы. Когда он приезжал в Париж, то первым делом отправлялся не в гостиницу, а по галереям, где проводил весь отпуск.

 

А Михаил покупал все, что нравилось, полагаясь на чутье, которое никогда не подводило. В его собрании от Василия Сурикова «Боярыня Морозова» до Эдварда Мунка «Девушка на мосту». Впервые за 100 лет на главной выставке года в ГМИИ можно увидеть вместе работы русских и французских мастеров. Пушкинский музей, Эрмитаж и Третьяковская галерея объединили свои коллекции полотен Матисса, Моне, Ренуара, Сезанна.

Важно отметить, что без общения с художниками в жизни Ивана Морозова не обходилось. У Константина Коровина он учился живописи, в результате в коллекции оказалось 60 его работ. Русский импрессионист Сергей Виноградов для Ивана Морозова был своего рода Вергилием, то есть наставником и проводником по парижским салонам. Куратор выставки Алексей Петухов, кандидат искусствоведения и старший научный сотрудник ГМИИ, отметил, что Морозовы были знатоками, интеллектуалами, для которых современное искусство не только то, что происходит здесь и сейчас, но и то, что было на определенной временной дистанции, к примеру, 20 или 50 лет назад. Они смотрели на искусство как на историческое явление и представляли его в своей коллекции наиболее совершенными образцами.

Через несколько лет после большевистского переворота Иван Морозов с достоинством принял известие о национализации коллекции. И даже водил экскурсии, и радовался реакции публики, что ей нравился тот или иной художник – Сезанн,  Дега или Пикассо. Картина «Арлекин и его подружка», представленная на выставке, написана Пабло Пикассо в Париже в 1901 году. В ранний период сюжет был типичен для художника. Пикассо обратился к теме судьбы творческой личности. Трагический образ бродячих артистов и символ того бремени, которое принимает на себя человек, посвящая жизнь творчеству. Или «Девочка на шаре» - из тех хрестоматийных шедевров, на которые эта выставка дает возможность посмотреть по-новому. Для сегодняшней экспозиции ГМИИ создал специальное пространство, которое повторяет Морозовский музей. Хотя это и не реконструкция того, как эти картины висели в особняке Ивана и Михаила Морозовых.

Выставка продлится до 30 октября 2022 года

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика