В ГМИИ имени А.С Пушкина продолжается выставка с названием «Между небом и землей», которое вполне соответствует представленным офортам Рембрандта Харменса ван Рейна, Франциско Гойи, работам Василия Чекрыгина, Эдуарда Штейнберга. Эти художники жили и работали в разных временах и культурных пространствах, но их объединяют темы бренности земного бытия (все пройдет) и вечности (сводящей с ума), которые прорываются в их творчестве, благодаря прозрению, дарованному, тем чье имя не произносят всуе.

 

Рембрандт (1606-1669). «ТРИ ДЕРЕВА». Они отдельно стоят в обозримо пустом пейзаже, как три странника, спустившихся с небес перед праотцем Авраамом. Библейская значимость числа три лежит, к примеру, в троекратных поклонах, трех священнических благословений, трехдневных постах перед Причастием. Слова «Троица» в Библии нет, оно зародилось в православном веровании, где Бог является Троицей. Отец (мысль), Сын (слово), Святой дух (деяние). Офорты гениального голландца Рембрандта – это глубокие размышления художника о Боге человеке, вечном и преходящем.

Гойя (1746-1828). Выдающийся испанский живописец, боровшийся с преследовавшими его демонами  всю жизнь. Вместе с тем Гойя пользовался большим успехом у женщин. Однажды за свою любвеобильность был сильно избит, после чего бежал в Италию. Как известно, Гойя страдал редкой тяжелой болезнью, что не могло отложить отпечаток на его творчество. Серия офортов Гойи – это сатира на политические, религиозные и социальные порядки. Некоторые исследователи считают, что они отображают сновидения Гойи, его кошары и галлюцинации. Офорт «ЖЕНЩИНА, СХВАЧЕННАЯ ЛОШАДЬЮ» кажется из области сновидений: вероятно, сказочный конь пленился красотой молодой женщины…

Василий Чекрыгин (1897-1922). Его творчество некоторыми исследователями признано уникальным явлением  в изобразительном искусстве 1910-1920 годов. Художник создал эффектные образы, которые, преображаясь, растворяются в потоках света. Увлекался идеей философа Федорова: вернуть жизнь всем минувшим поколениям, но сам пробыл в нашем мире всего 25 лет.  Воскрешение по Чекрыгину  - это победа над ТЬМОЙ, противопоставление  ХАОСУ ВОЙН и вера в БЕССМЕРТИЕ души. Он обладал фанатичной, сверхъестественной жаждой работой, предчувствуя драгоценность отпущенных ему дней, часов, минут.

Эдуард Штейнберг (1937-2012) – представитель второй волны русского авангарда. Тема смерти – одна из важнейших для него, обрела в контексте умирающей деревни Погореловка – ЧЕРНОЕ НЕБО,  ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ, ЧЕРНОЕ ОКНО. «Я из Москвы уехал в Тарусу через Париж», - написал он. Это место для Штейнберга было и пунктом назначения, и пунктом отправления. Здесь созданы  ранние работы: «Тарусский пейзаж», «Автопортрет», «Время сева». По его словам, «Таруса была подходящим местом для нового Ван Гога», то есть для него. С середины 50-х годов она стала приютом для людей искусства и науки. В Тарусе появлялись Николай Заболоцкий, Ариадна Эфрон, Борис Балтер, Иосиф Бродский. Атмосфера Тарусы определила движение художественных поисков Эдуарда Штейнберга.

Необычная выставка «Между небом и землей», благодаря работам большой четверки - Рембрандта, Гойи, Чекрыгина и Штейнберга, позволяет совершить путешествие длиною в пять столетий. Это путешествие уникально тем, что в первом слое оно движется по горизонтали, а в глубине, если приблизиться к сердцевине – по вертикали.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика