С 21 октября 2025 года ансамбль храмовой скульптуры XYIII века «Ангелы», предназначенный для богослужений, занял свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Один из ангелов уже имел «прописку» в музее, а другой находился в частной коллекции. Были ли обе эти скульптуры вместе в каком-либо русском храме, неизвестно. Реставрация «прилетевшего» в музей ангела состоялась благодаря сотрудничеству Третьяковской галереи и шоколадной фабрики «Счастье». Иными словами, не было бы счастья, да фабрика «Счастье» помогла.

 

«Скульптуры подобного рода были элементами резных деревянных иконостасов: с их помощью создавались сюжеты на темы Священного Писания, - отметила Елена Саенкова, заведующая отделом Древнерусского искусства. – Чаще всего такая деревянная пластика изготавливалась из липы. Древесина липы мягкая, имеет мало сучков, поэтому ее легко обрабатывать. Готовый объем покрывался левкасом (грунт на основе натурального клея и мела), а затем тонировался».

В советское время деревянные скульптуры часто гибли вместе с убранством закрывающихся церквей, поэтому подобные произведения дошли до наших дней в ограниченном количестве. Сейчас они становятся важным элементом православных храмов. Деревянные скульптуры могут украшать территорию у храма, могут располагаться внутри здания, дополнять иконостас или стать самостоятельным элементом церковного убранства. Хотя долгое время в православной традиции, как известно, сохранялось настороженное отношение к трехмерным изображениям. Лишь с принятием решений на Вселенских соборах, защитивших почитание объемных икон, постепенно скульптуры начали появляться в храмах.

От себя добавлю, прихожанки одного из московских храмов с более тридцатилетним стажем, что для большинства православных верующих России все-таки более привычна написанная икона и по сей день.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы музея (прилетевший ангел справа)

Яндекс.Метрика