На счету театроведа Марины Райкиной десять книг, рассказывающих о людях творческих профессий. И вот из-под ее «пера» родилось «Чудо по имени Шлезингер», посвященное легендарному Вахтанговцу, актеру и режиссеру. В Арткафе театра прошла презентация, на которую собрались те, для кого театральное искусство является смыслом жизни. Среди самых на слуху у публики– Павел Любимцев, Леонид Ярмольник, Евгений Князев, Андрей Житинкин. Все они или работали со Шлезингером, либо учились у него.

Владимир Георгиевич Шлезингер  (1922-1986) всю свою жизнь отдал Театру им. Евгения Вахтангова и училищу при нем. Преподавать он начал в 1949 году, а в 1977-м получил звание профессора и стал заведующим кафедрой. Выпустил 10 опер на разных площадках и бесчисленное количество водевилей в театре и училище. В родном театре он был режиссером-постановщиком  восьми спектаклей. Наиболее популярные – «Приключения Гекльберри Фина», «Западня» и «Мещанин во дворянстве». Сам сыграл около 60 ролей. Когда персонаж был созвучен его взглядам, то получался феерический образ.

Шлезингера знала вся театральная Москва, хотя играл он не так много и не главные роли. Но ему удалось стать неповторимым и незабываемым в эпизоде. «Человек-праздник», - говорили о Шлезингере театралы. Легкий, остроумный, музыкальный, ироничный изысканный. Он выходил на сцену со своими знаменитыми друзьями-коллегами – Николаем Гриценко, Юрием Яковлевым, Юлией Борисовой, Василием Лановым, Ларисой Пашковой, Григорием Абрикосовым и был всегда «равным среди равных». Марина Райкина воссоздает его образ через воспоминания друзей, коллег и учеников –Владимира Этуша,  Михаила Ульянова, Александра Ширвиндта, Людмилы Максаковой, Александра Олешко,  Натальи Молевой, а так же невестки  Светланы Смирновой, племянницы Елены Розаноф Савари и многих других.

Михаил Ульянов называл его изящным остроумцем, каким-то «французистым», в котором сочетались два человека – один как шар порхал,  а другой – серьезный профессор. И чтобы он хоть раз позволил себе повысить голос? Да такого безобразия никто не сможет припомнить. А еще он был Коко Шанель в брюках, по воспоминаниям Юлии Рутберг, всегда элегантный, светский, маг и чародей. Он заходил в аудиторию, и студенты замирали от его манер и жестов.

Между тем у Владимира Шлезингера была драматичная судьба. Отец – немец, барон, Фон Гергенсон, после революции уехал в США, а мать Елизавету Константиновну, арестованную на улице, осудили по 58 статье как немецкую шпионку на 18 лет. Пятнадцатилетнего Володю приютила подруга мамы по гимназии Елизавета Шлиппе. Его самого пару раз тоже арестовывали, но всякий раз отважного немца выручала обрусевшая соотечественница  Ольга Книппер-Чехова.

Давно замечено, что люди, лишенные детства, культивируют в себе иллюзию радости и праздника. Но для этого нужно иметь характер и врожденное чувство юмора, но главное – талант. И он у Шлезингера, без сомнения, был.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Книгу "Чудо по имени Шлезингер" Марины Райкиной можно приобрести в фойе Исторической или Новой сцены Театра им. Е. Вахтангова перед спектаклем или в антракте.

Яндекс.Метрика