«Передвижники», - так называется экспозиция, открывшаяся в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, 12. Проект приурочен к 155-летию со дня основания Товарищества. По словам Елены Проничевой, генерального директора, коллекция передвижников – сердце собрания Третьяковской галереи, сформированного Павлом Михайловичем Третьяковым. Выставка работ этих художников станет важным шагом к новому пониманию их наследия и к диалогу между прошлым и современностью.
Коллекция Третьяковской галереи, начавшаяся с передвижников (Товарищества передвижных художественных выставок, сокр. ТПХВ), насчитывает в наши дни 10 000 произведений 550 художников.
«Передвижники» состоят из двух тематических разделов. Первый объединяет работы, выставлявшиеся на передвижных выставках – портреты «человека эпохи», социальные и бытовые картины, пейзажи. Второй раздел посвящен работам тех авторов, которые со временем отошли от реалистической парадигмы, начав экспериментировать в духе символизма, импрессионизма и даже авангарда.
Ф.М. Достоевский писал, что искусство призвано сломать мысль, т.е. решить насущные вопросы. Во второй половине XIX века в России остро поднялся женский вопрос. Картина Н.А. Ярошенко «Курсистка» - первое изображение учащейся женщины с книгой в руках. В начале 1881 года Высшие женские курсы находились под угрозой закрытия, были упразднены женские врачебные курсы в 1882 году. Для консервативной публики от «Курсистки», появившейся в 1883 году, повеяло духом протеста. Уверенная поступь девушки стала свидетельством ее решительности и упрямства в праве на самостоятельный выбор жизненного пути.
Вторая картина этого художника «На качелях» (1889), где на Духов день (51-й день после Воскресения Христова) изображенные влюбленные горничная и солдат проводят время. Это выглядит как прекрасный кадр, выхваченный из жизни. Хотя в реальности считалось, что не любовь ведет к браку, а, наоборот, брак ведет к любви, причем весьма распространенным явлением становился брак по расчету. Купец женится на девушке с богатым приданым. Стремящийся сделать карьеру молодой человек берет жену со связями и т.д. «Попасть в такт времени, найти мотив, который влияет на несколько содержательных пластов, - писал Илья Репин, один из самых деятельных художников ТПХВ. Картину «На качелях» Ярошенко можно рассматривать, как призыв соблюдать право женщины на брак по любви. Главное лицемерие противников женских прав состояло в том, что в России существовали публичные дома, узаконенные императором Александром I. Там работали неграмотные девушки и женщины не моложе 30 и не старше 60 лет.
Каждый посетитель «Передвижников», встретившийся с хорошо известными полотнами ведущих русских мастеров XIX века: Петрова, Крамского, Репина, Сурикова, Куинджи, Саврасова, Шишкина, Поленова, Левитана, Васнецова, Прянишникова, Ярошенко и других, наверняка, откроет для себя что-то новое, доселе незамеченное или до конца непонятое.
Особое внимание в проекте уделено мультимедийному разделу, в котором представлена история Товарищества: рассказывается о трудностях организации выставок, транспортировки и экспонирования картин, а так же показаны редкие архивные материалы, связанные с жизнью и творчеством художников-передвижников. Завершает эту часть раздел «Главные коллекционеры передвижников», в котором речь идет о меценатах, способствовавших сохранению этого культурного наследия.
ВЫСТАВКА ПРОДЛИТСЯ ДО 6 АПРЕЛЯ 2025 ГОДА
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото из архива