Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект, приуроченный к двум юбилейным датам: 155 лет со дня рождения Филиппа Малявина в 2024 году и 95 лет со дня смерти Абрама Архипова в 2025 году. Третьяковская галерея обладает внушительными коллекциями работ Малявина и Архипова, однако не проводила их персональных выставок. Оба художника — яркие представители русского искусства первой трети ХХ века, в котором смешались черты импрессионизма, реализма, экспрессионизма и пленэризма.
Выставка «Адепты красного» построена на выявлении сходств и различий творческих методов мастеров. Сопоставление работ двух художников также позволит проанализировать роль красного цвета в живописи, феминный компонент русской культуры, влияние фольклора на высокое искусство, различие московской и петербургской художественных школ, а также ряд других аспектов. Центральным в творчестве Малявина и Архипова стал образ русской крестьянки, который в начале ХХ века ассоциировался с образом России. Широта и удаль русской души, добродушный смех, фактурные женские персонажи, одетые в ярко-красные платки, кофты и сарафаны, — все это воспринималось как своеобразный символ грядущих перемен в общественной жизни страны и противопоставлялось утонченному искусству модерна.
Оба художника, каждый по-своему, сумели найти секрет эмоционального воздействия на зрителя. Хотя оба живописца происходили из крестьянского сословия, их жизненные пути пересекались редко, но зрители и критики сравнивали их творчество, особенно крестьянские сюжеты. Свои самые известные произведения оба мастера создали в Рязанской губернии: Архипов много работал в Солотче, Малявин приобрел имение неподалеку от деревни Аксиньино. Картины художников имеют также этнографическое значение, поскольку в них запечатлен рязанский народный костюм первой четверти ХХ века.
Филипп Малявин (1869–1940) окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, но его дипломную работу «Смех» (1899, Международная галерея современного искусства Ка-Пезаро, Венеция) жюри отвергло за слишком новаторский подход к живописи. В 1900 году ей присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, что обеспечило художнику не только общероссийскую, но и мировую известность. Масштабное полотно «Вихрь» (1906) было приобретено Советом Третьяковской галереи при жизни автора и с тех пор занимает одно из центральных мест в постоянной экспозиции. Малявин участвовал в выставках объединений «Мир искусства» и Союз русских художников с момента их основания, а после революции его картины экспонировались на выставках Ассоциации художников революционной России. В 1922 году он эмигрировал во Францию, и поздние произведения мастера находятся за рубежом.
Судьба Абрама Архипова (1862–1930) была связана с Москвой, где он развивал традиции русской реалистической школы, много лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, активно участвовал в деятельности Товарищества передвижников и Союза русских художников. В 1922 году он одним из первых вступил в Ассоциацию художников революционной России, а спустя пять лет получил звание народного художника РСФСР. Если в дореволюционный период в его творчестве преобладали произведения бытового жанра и пейзажи, то в 1920-е годы Архипов создал целую галерею выразительных народных характеров, среди которых преобладали улыбающиеся крестьянки, наполненные жизненной энергией и оптимизмом. В противоположность громкой и скандальной славе Малявина, известность Архипова не распространялась столь широко, но в среде художников и коллекционеров он обладал безупречным авторитетом крепкого профессионала, скромного труженика, вселяющего веру в высокое назначение человека.
Выставка построена по принципу монографических персональных экспозиций: одна часть будет посвящена пейзажам, жанровым картинам и крестьянским образам Абрама Архипова, другая часть — портретам и крестьянскому циклу Филиппа Малявина.
Кураторы: Надежда Мусянкова, Екатерина Евсеева
По материалам пресс-службы Третьяковской галереи