В день 225-летия поэта Дом Пушкина после реставрации открыл свои двери для посетителей, очередь из которых была видна на Арбате вплоть до его закрытия. Обновленная экспозиция размещается на трех уровнях: цокольном, первом и втором этажах. Общее количество залов – 20. Цокольный этаж рассказывает об истории улицы Арбат. Первый этаж – о жизни Пушкина в арбатской квартире после свадьбы, а на втором проходил «мальчишник» и на следующий день свадебный ужин.
Спустя полторы недели чета Пушкиных давала свой первый бал для друзей и родственников. По словам Елены Шустовой, заведующей филиалом ГМП «Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате», нигде в другом месте столько счастливых моментов для Александра Сергеевича в его жизни не было. Этот дом он специально снял для себя и своей жены Натальи Гончаровой. Во время пресс-показа не обошлось без интриги: вход в одну из комнат первого этажа был загорожен ширмой. Это оказалась спальня, куда, как повторял сам Пушкин: «Посторонним вход запрещен». Соответственно, смотрители следуют наказу поэта и делают замечание тем, кто хочет нарушить этот запрет. Но нам с коллегой все-таки удалось незаметно заглянуть туда. Мы увидели большую кровать, застеленную белым покрывалом, и небольшой столик при ней, на котором стоит небольшая фотография счастливых молодоженов.
У кого-то возникает вопрос: «А что написал Пушкин в этом арбатском доме?» Ответ поэта очень понятен: «Не стихи на уме теперь – молодая жена, новый дом, большой хозяйство». Тем не менее, он все-таки работал над критическими статьями, разрабатывал план задуманного произведения. Молодожены должны были прожить на Арбате полгода, но уехали из Москвы через три месяца. Пушкин банально устал от тещи. Наталья Ивановна чрезмерно внимательно относилась к супружеской жизни 18-летней дочери и учила ее, как нужно жить. Сначала супруги отправились в Санкт-Петербург, а затем и в Царское Село, где Плетнев снял для них дачу.
В этом году отмечается еще один юбилей: 200-летие со дня первой публикации в московском журнале произведения Александра Сергеевича Пушкина. «Для нас было очень важно, - подчеркнул Евгений Богатырев, директор Музея А.С. Пушкина, - как та или иная публикация повлияла на судьбу поэтов, литераторов. Поэтому мы будем рассказывать о них, начиная с Пушкина и заканчивая Бродским». Кажется, что Е.А. Богатырев уже породнился с поэтом, поскольку возглавляет пушкинский музей с 1990 года. «А вам снится Пушкин?», - его спросили. «Да…», - и оставил содержание сна не разглашенной.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Ильвира Ханова