«Алексей Щусев. 150 лет» - крупномасштабная выставка, продолжающаяся в Музее архитектуры имени А.В. Шусева. Алексей Викторович – единственный, кто достиг успеха в трех эпохах русской и советской архитектуры: неорусской (до революции), конструктивизме 1920-х, сталинской 1930-1940 годов. Накануне Нового года Музей архитектуры сделал памятный подарок СМИ, организовав по экспозиции блог-тур, который провела искусствовед Ксения Смирнова, заместитель директора по просветительской работе.
Юбилейная выставка проходит в двух пространствах музея – Анфиладе (проекты гражданской архитектуры) и Аптекарском приказе (храмовое зодчество). В них раскрывается история становления великого зодчего: от его ученических работ в Академии художеств до собора Покрова в Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала в Москве, Мавзолея Ленина и многих других значимых объектов.
Для возведения на собственные средства собора Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Федоровна пригласила уже тогда известного архитектора Алексея Щусева. Храм, который впечатляет с первого взгляда, когда туда попадаешь, был спроектирован в стилистике псковских и новгородских церквей XII-XIY вв. Белые стены украшают рельефные клейма (иконы с житием), сделанные по проекту С.Коненкова. Также мозаичные иконы, выполненные по эскизам художника М.Нестерова. Торжественное освещение собора обители состоялось в 1912 году.
Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу – горячо любимому и самому трудному детищу мастера, работе над которым он отдал 38 лет. Ранее неизвестным публике сооружениям железнодорожных линий Арзамас – Шихраны, Нижний Новгород – Котельнич и Казань – Екатеринбург. Типовые проекты вокзалов, депо, водонапорных зданий, жилых и хозяйственных построек демонстрируют практическую сметку автора, стремящегося к высокохудожественному результату в рамках технического задания.
Облик Мавзолея Ленина складывался постепенно. Название «мавзолей» образовалось от грандиозной гробницы карийского царя Мавсола, жившего в IY веке до нашей эры в городе Галикарнасе (ныне Турция). Перед Щусевым стояла задача вписать усыпальницу в сложившуюся застройку Красной площади. На сооружение первого временного мавзолея ему отвели всего несколько дней. Работы велись в 30-градусные морозы, приходило много добровольцев, которые и после окончания смены не хотели идти домой. В основу композиции первого мавзолея лег куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. Усыпальницу обшили тесаными досками в елочку и выкрасили в темно-серый цвет – все это вкупе с композицией создавало впечатление единого каменного монолита. Второй мавзолей (также деревянный) построили в мае 1924 года. Новое строение стало одновременно усыпальницей, памятником и трибуной для выступлений перед народом. Щусев сохранил ступенчатую композицию, но увеличил размеры, добавил колонны и трибуны. Третий каменный мавзолей из гранита сдали к октябрю 1930 года. Его возвели за 16 месяцев, общий вес составил примерно 10 тыс. тонн. Гранит даставляли из карьеров Карелии, Урала и Украины. Интерьер тесно связан с особым ритуалом посещения мавзолея: люди обходят тело вождя пролетарской революции, как будто участвуя в церемонии прощания.
Для истории нашей страны щусевские здания от храма, вокзала и до мавзолея Ленина столь значимы, что врезаются в память каждого, кто хотя бы раз их увидел в Москве. Нынешняя юбилейная дата Алексея Викторовича Щусева – прекрасный повод для того, чтобы посетить его детище, Музей архитектуры его имени на Воздвиженке, и помянуть добрым словом этого великого соотечественника, творения которого стали визитной карточкой России.
Светлана Телятникова-Никабадзе