Дмитрий Мережковский написал пьесу «Павел I» в эмиграции через три года после первой Русской революции 1905 года. Поведав о печальной участи Павла I, он намекал современникам на Николая II, развязавшего губительную войну с Японией, где российская империя потерпела сокрушительное поражение. Это привело к революции и в целом изменению отношения к институту самодержавия. Вывод писателя, кто без ума, тот погибнет от своего безумия. Император Павел I пал, значит, ему не хватило чутья, наблюдательности.
Спектакль «Павел I», поставленный режиссером Натальей Ковалевой на Новой сцене Театра Вахтангова – это история о человеке неординарном, любознательном, образованном, остроумном и даже способном на поэтическую импровизацию. Но при этом нервозном в первую очередь из-за тяжелых отношений с матерью, Екатериной II, никогда не любившей сына и предпочитавшей видеть на троне после себя внука Александра. Павел I– тиран или рыцарь на российском престоле? Он правил всего четыре года четыре месяца и четыре дня. Три четверки! Говорят, что служение Христа длилось 444, правда, дня…
Павла I называют «русским Гамлетом». По преданию с императором произошел довольно странный эпизод: во время путешествия по европейским странам его пригласили в Австрии на спектакль «Гамлет». Но неожиданно исполнитель главной роли отказался играть, пояснив, что тогда в театре будут два Гамлета, один на сцене, другой – в зале. И вот тот, кто находился в зале, как известно, вскоре был убит. Просто мистика, да и только! В своей постановке Наталья Ковалева использовала стихотворные тексты из пьесы Е.Симонова «Смерть Павла I». «Гамлет» же вдохновил ввести в пьесу призрак Екатерины II. Тексты сцен Павла (заслуженный артист России Александр Олешко) с матерью (Ирина Дымченко) – не просто фантазии режиссера, они основаны на мемуарах и документах. Александр Олешко в роли Павла I выглядит ярким, динамичным и достаточно убедительным.
Павел I, как любой из нас, соткан из многих противоречий. Тяжелейший жребий быть правителем с неограниченной властью. «Тяжела ты, шапка Мономаха», украшенная драгоценными камнями и золотым крестом. На весах одной чаши находятся роскошь и богатство, другой, - ответственность за каждое свое деяние. «Я – человек»,- произносит Павел. Человек, чье самое горячее желание в жизни, сделать всех счастливыми. Он стремится к порядку, дисциплине, равенству, отмене сословных привилегий. И в этом заключено трагическое несовпадение с ближним кругом, поскольку абсолютно все из его окружения желают лишь счастья для себя.
История учит? Скорее учит тому, что ничему не учит. Исходя из гегелевской формулы, желая поступить по-новому не разобравшись со старыми уроками, человечество каждый раз наступает на одни и те же грабли. Спектакль «Павел I» призывает присмотреться к личности странного самодержца из нашего прошлого для того, чтобы задуматься о нас сегодняшних, попавших на очередном витке истории в очень непростую ситуацию.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов