В год 20-го юбилейного сезона в Студии Театрального Искусства (СТИ) родился спектакль по повести Виктора Некрасова «В родном городе». Авторы пьесы – художественный руководитель Сергей Женовач и художник Александр Боровский.
Постановка необычная, артисты перемещаются по сцене и всему пространству зрительного зала. Во время брежневского застоя произведения Виктора Некрасова находились под запретом, все книги были уничтожены, лишь единственные экземпляры находились в спецхране. Одним из самых смелых и порядочных писателей в СССР назвал Виктора Некрасова режиссер-постановщик пьесы Сергей Васильевич Женовач.
Главный герой, капитан Николай Митясов (актер Дмитрий Матвеев), служил разведчиком и после ранения в 1944 году
возвращается в родной Киев, где при виде руин после бомбежек испытывает шок. Он узнает, что его жена Александра (актриса
Мария Антипенко-Горячева) из-за парализованной мамы все время находилась в оккупированном немцами городе. А после ее
смерти вышла замуж второй раз. Еще один удар как гром среди ясного неба, ведь он жил мыслями о жене, ждал встречи. Весь
спектакль - это исследование того, как Николай старается адаптироваться к сложившимся реалиям жизни. Он сходится с
Александрой, пытаясь забыть о случившемся, но все тщетно, былой радости не вернуть, любовь испарилась точно дым. Тем не
менее, находит силы с усердием учиться в строительном институте, чтобы иметь будущее, востребованную профессию. Судьба
сводит Николая Митясова с библиотекарем Анной Павловной Астрогорской (актриса Анна Рудь) и ее дочерью Валентиной (актриса
Полина Пушкарук). Валентина, некрасивая, умная, образованная, побывавшая на фронте. Она, как никто, понимает состояние
Митясова, но молчит, выжидая, а вдруг… Шансов устроить свою личную жизнь у нее похоже нет никаких, как и у множества
женщин тех лет, оставшихся без женихов, мужей из-за проклятой войны, унесшей миллионы жизней. Внезапная смерть близкой
по духу мамы – очередной обвал неблагосклонной к ней судьбы.
Весь спектакль – это исследование того, как Николай пытается адаптироваться к сложившимся реалиям мирной жизни. Он
сходится с Александрой, пытаясь забыть о случившемся, но все тщетно, былой радости не вернуть, любовь испарилась точно дым.
Тем не менее, находит силы с усердием учиться в строительном институте, чтобы иметь будущее, востребованную профессию.
Судьба сводит Николая Митясова с библиотекарем Анной Павловной Астрогорской (актриса Анна Рудь) и ее дочерью Валентиной
(актриса Полина Пушкарук). Валентина, некрасивая, умная, образованная, побывавшая на фронте. Она, как никто, понимает
состояние Митясова, но молчит, выжидая, а вдруг… Шансов устроить свою личную жизнь у нее похоже нет никаких, как и у
множества женщин тех лет, оставшихся без женихов, мужей из-за проклятой войны, унесшей миллионы жизней. Внезапная
смерть близкой по духу мамы – очередной обвал неблагосклонной к ней судьбы.
Наконец наступает 1945-й, долгожданная великая победа, «радость со слезами на глазах». Но война неожиданно сменяется
борьбой продвинутых победителей с неэффективной системой в разных сферах жизнедеятельности, с одной стороны, и жесткой
расправой властей с теми людьми, кто находился на оккупированных территориях, с другой. Капитан Алексей Чекмень (артист
Александр Антипенко), вернувшийся с фронта, по распоряжению сверху заменяет декана, человека высокопрофессионального и
уважаемого, на основании формальной причины – его возраста. Очевидно, что профессор и Чекмень люди разных весовых
категорий, вместо ученого править бал в институте отныне будет заурядный чиновник. Митясов открыто встает на защиту декана.
Под занавес на сцене вешают большой портрет отца народов товарища Сталина, который все еще с нами. Все возвращается на
круги своя. Из рабоче-крестьянского сословия - это свои люди, они беспрекословно исполняют любые указы, но есть чуждые
элементы, вроде декана, их лучше задвинуть или вообще закрыть. Финал этой во многом реальной истории безмерно печальный:
надежды героев-победителей на перемены в СССР не оправдались.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра