3 июня 1925 года ушел от нас Ев-Гений Дога на 89-м году жизни. У композитора было множество титулов и наград, но, если основываться на народных признаниях, напиши он только вальс к фильму «Мой ласковый и нежный зверь», и уже мог быть причислен к классикам. Режиссер Эмиль Лотяну назвал его вальс кардиограммой фильма. С тех пор прошло более 45 лет. Музыка получилась настолько хрупкой, органичной и естественной, будто существовала всегда и только ждала, когда ее напишут на нотной бумаге.

 

Отрывок из интервью, опубликованного в журнале «Migration 007», №1, 2013 г.

- Евгений Дмитриевич, очевидно, что вы принадлежите к тем людям, которые забывают о возрасте.

- Часы, календари и измерители времени человеческого существования – это безобразные изобретения. Может быть, будь мы в неведении относительно времени, то оставались бы гораздо дольше молодыми. Все кончается. Временные параметры меня совершенно не устраивают. И я не хочу в них вписываться. Это некое ограничение. Любая замкнутая система умозрительная или ощутимая меня абсолютно не устраивает, я всегда пытался ее разрушить. День рождения для меня – не точка отсчета какого-то жизненного периода. Я его практически никогда не отмечал.

- Стать композитором ваша мечта детства?

- Однажды в наше село Мокра, что на левом берегу Днестра, приехал симфонический оркестр, который не поместился в клубе, и музыканты с большими скрипками (позже я узнал их название – контрабасы) стояли на улице. Они долго играли, никто не танцевал, только впереди какой-то человек все угрожал кому-то палочкой (как потом я узнал дирижерской). Что могло понравиться в этой картине. До сих пор не понимаю. Сначала хотел стать просто музыкантом. В Кишиневе окончил музыкальное училище и консерваторию по классу виолончели. Собственные мелодии, правда, уже сочинял постоянно. Но карьере музыканта помешал паралич левой руки, и мне пришлось снова поступать на первый курс консерватории и заняться композицией. Но сделал ли я в жизни правильный выбор? Не знаю. По-моему, всегда самое время спросить себя: «Может быть попробовать что-то еще?»

- На мой взгляд, на композиторах лежит особая печать избранности. Непосвященным абсолютно непонятно, как в их головах рождается музыка.

- У меня ничего никогда не звучит. Иногда видишь в кино, как герой пишет быстро правой рукой или левой ногой, и все у него замечательно получается. Мне дается музыка величайшим трудом. Буквально, как сказано в Библии: «В поте лица будешь добывать себе хлеб насущный».

- Однажды вы сказали: «Нет восхищения, нет музыки». Поясните, пожалуйста, вашу мысль.

- Всем в мире надо восхищаться. Радоваться надо любому проявлению жизни. Ибо жизнь – такое величайшее благо. Я согласен, что не все проявления красивы, но, если не умеешь восхититься, значит, отсутствует важнейшее звено в подпитке энергетической. Главный источник – радость. Конечно, настоящая, а не хохмы, которыми нас потчуют по телевидению. Радость субстанция внутренняя.

- Кто из современных поэтов вам наиболее близок по духу?

- Андрей Дементьев – замечательный образец того, как можно сочетать в творчестве и гражданственность, и лирику. Он мне понятен по духу, потому что я сам хочу, чтобы меня понимали. Не поверхностно, а глубоко, изнутри.

- Ваша супруга Наталия призналась: «Мой муж – глава семьи. Очень приятно, когда за спиной стоит человек, на которого можно положиться».

- Нашему браку уже много лет. У нас есть дочь Виорика, и до-мажорный внук Доминик Домитро Дога. Кстати, слово «doga» на латыни означает разновидность дуба или украшение на одежде знати. Но мне больше нравится, что моя фамилия начинается с ноты «до».

Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика