Когда слышишь название «Сто бед», то на автомате с языка слетает продолжение пословицы: «Один ответ». Какой же ответ напрашивается после спектакля «Сто бед» в Театре Вахтангова, премьера которого состоялась на днях? В основе пьесы лежит сборник рассказов известного сербского режиссера «Сто бед» Эмира Кустурицы. Режиссер-постановщик Галина Зальцман точно подметила, что Кустурица умеет видеть человека – такого человека, который порой не знает «где его место в этой истории». В спектакле роль рассказчика Эмира Кустурицы исполняет актер Евгений Кравченко.

 

Он умеет мастерски достоверно воспроизводить речь и даже походку своего героя. Один сюжет плавно перетекает в другой, персонажи меняются как в киноленте. Зритель увлеченно следит за происходящим, поскольку  Кустурица подмечает точно особенности  каждого из своих персонажей.

Из монолога Галины Зальцман: «Мне с юных лет нравятся фильмы Кустурицы. В них есть свобода, умение смеяться в самых грустных местах и парадоксальное поведение людей, что довольно часто встречается в реальной жизни: просто не все это замечают. Кустурица создает новый мир в каждом своем фильме. Можно ли провести границу между реальностью и мифом в фильмах Кустурицы? А можно ли провести такую границу в наших рассказах о жизни? Как только мы начинаем рассказывать, реальность сразу наполняется мифом. Мне очень нравится такой переход: он сказывается и на форме, и на содержании».

На сцене зритель видит три типа женщин: первая, очевидно, что больше всего она - мама самого Кустурицы, вторая  - простая сербская женщина, которая тянет все и вся на своих «хрупких» плечах, третья выступает в истории о любви, пришедшей под занавес, в уже зрелом возрасте. Всего задействовано шесть рассказов писателя, главные из них –  «Сто бед», «Короче сам знаешь» и «Пупок – врата души». Они написаны таким образом, что все происходит вокруг одной семьи или людей, которые тесно связаны между собой. И еще одна есть история про взросление: человек, непременно, должен стать взрослым, вопреки своему столь удобному порою инфантилизму.

Громогласно звучит тема войны в одном из рассказов Эмира Кустурицы: его герои оказались очевидцами бомбежек Югославии в 1999 году. По словам автора, «если пережить то, что они с нами сделали, любой человек, который размышляет об истории и о последствиях некоторых действий, получит более полное представление». Три с половиной тысяч погибших, включая детей... До сих пор, конечно же, народ помнит жестокость НАТО и не понимает жестокость произошедших событий. Один ответ: в большой политике, как мы видим, жизнь мирных людей в расчет не берется.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика