В год своего 25-летия Театр «Мост» представляет спектакль «Дни Турбиных» по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия. Это произведение называют одним из важнейших о Гражданской войне в России. Первая постановка случилась в МХТ в 1926 году. Режиссеры - К.Станиславский, И.Судаков. По воспоминаниям спектакль получился настолько реалистичным, что у зрителей были истерики, семь человек увезла скорая помощь. Люди, пережившие Симона Петлюру, киевские ужасы, связанные с войной, не выдерживали.
Нынешняя постановка в Театре «Мост», по словам режиссера Георгия Долмазяна, про то, что происходит в переломную эпоху, когда все рушится, страна на глазах разваливается. А не про то, кто прав, кто виноват.
Кажется, это верная позиция, поскольку, спустя более века, консенсуса нет в нашем обществе по поводу судьбоносного переворота в 1917 году. В 20-годах, когда по ходу действия «Дней Турбиных» подвыпившие офицеры пели «Боже, Царя храни», весь зал вставал и слушал российский гимн стоя до конца.
Итак, на сцене семья, попавшая в круговорот исторических сдвигов. Дом Турбиных оказывается тем удивительным местом, где еще живут любовь и надежда. Главная героиня Елена Васильевна (артистка Вера Семенова) – единственная женщина в спектакле, луч света в аду кромешном. Всех от души привечает, обо всех заботится, как мать родная или сестра. Она замужем за капитаном генерального штаба Сергеем Тальбергом (артист Владимир Волжин), который бросает ее в Киеве, а сам уезжает из-за приближения войск Петлюры в Польшу вместе с немцами. В одном доме с ней остаются два брата – старший Алексей Турбин (артист Александр Хошабаев) и младший Николка Турбин (артист Артем Верголасов). Первый погибает, второй сломлен как морально, так и физически. Каждый из персонажей сам определяет границу между храбростью и безрассудством, трусостью и благоразумием. Но как не потерять себя в период настоящей катастрофы, когда рушится мир и еще непонятно, каким будет новый? Уже очевидно, что русская история в очередной раз движется по кругу.
Обращает на себя внимание оригинальная сценография спектакля. Действие происходит в центре зрительного зала, но артисты выходят в соседние пространства театра, разворачиваясь на 360 градусов. Зрители в какой-то степени ощущают себя причастными к происходящим событиям. И безусловно особый настрой в постановке создает музыкальное решение, которое воплощается в слиянии двух миров – западноевропейского, представленного композиторами И.Бахом и Г.Перселлом, и восточно-русского в лице русских европейцев А.Скрябина и С.Рахманинова. Что не говорили бы так называемые патриоты об особом русском пути, но литература и искусство золотого и серебряного века базируются на европейских корнях.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра