Сценическая композиция «Ионыч» режиссера Олега Долина по рассказу А.П. Чехова стала десятым обращением Театра имени Е. Вахтангова к творчеству классика. Произведения Антона Павловича - кладезь запоминающихся характеров, в которых переплетаются юмор и трагизм. Олег Долин убежден, что именно сегодня время русской классики – нашей большой литературы. Нам никак нельзя без Достоевского, без Толстого, без Пушкина и Гоголя, и, безусловно, без Чехова. Все они наши помощники и братья. Они для нас – счастье и утешение.

 

Главный герой рассказа Ионыч (артист Юрий Поляк), земский врач, поначалу предстает как Дмитрий Ионыч Старцев. Но с годами для всех он становится Ионычем. Почему Чехов выбрал такое редкое отчество для своего героя, ставшее названием рассказа? Быть может, из-за того, что с годами Старцев растолстел и превратился в шар, похожий на букву «О», ударно звучащую при произнесении его как бы нового имени.

После неудачного сватовства к Кате или «Котику» (артистка Ася Домская), юной девушке, мечтающей о карьере великой пианистки в столице, он привыкает к размеренной жизни, где есть стабильная работа и растущий заработок. Когда Катя возвращается в родительский дом, спустя четыре года, потерпев фиаско, и пытается привлечь его внимание к себе, он чувствует, что его интерес к ней пропал безвозвратно. К тому времени  Ионыч  уже изменился не только внешне, но и внутренне. От первоначального доктора не осталось и следа. Мы видим на сцене злого, раздражительного человека, ненавидящего весь мир. В портрете главного героя не остается ничего живого, отталкивает как его внешность, так и внутренний мир. Интересно, что не меняется и семья Туркиных. Все те же вечера местного провинциального светского общества с чтением бездарных романов Веры Иосифовны (артистка Мария Шастина), матери  Кати. Глава семейства Туркин (артист Александр Колясников) говорит те же фразы, но роняет слезу, провожая своих близких. В итоге и его жена, пишущая романы, и его неудачница-дочь, все такие же несчастные, как и он сам.

«Обывательщина» для Чехова-врача – самый тяжелый диагноз, приводящий к омертвению души. Эти люди живут только мелкими личными интересами. Они не стремятся быть гражданами своей страны. У них нет желания изменить действительность хоть в чем-то к лучшему, пожертвовав ради этого временем, силами. В их душах живет лишь желание приспособиться и скрыться от большого мира и неизбежных в нем перемен. С момента написания "Ионыча" (1898) прошел целый век с четвертью и ничего-то в нас, русских, не изменилось в этом отношении.

Нельзя не отметить работу художника-постановщика Максима Обрезкова, заслуженного художника России. Как всегда, у него оригинальные костюмы и грим, необычное оформление сцены, подчеркивающие драматизм происходящего в жизни героев «Ионыча».

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика