В театре «Мост» премьера – спектакль «Серебряный век. Эпоха в лицах». Что за явление Серебряный век? Каковы его черты, его герои? Кто-то знает об этом предостаточно, кто-то почти ничего. Можно ли вовлечь в вихрь происходящего на сцене и тех, и других? Оказывается, можно. Есть старый – и довольно варварский – способ обучения плаванию: взять, да и бросить неуча барахтаться на глубине. Авось, поплывет, выхода-то нет! В данном случае способ оказался действенным. Зрителя разом, внезапно окунают в яркую и захватывающую эпоху.
Пугающую грядущей неизвестностью десятых годов двадцатого века. Россия на пике культурной утонченности, в преддверии страшных катаклизмов, свидетелями которых мы отчасти становимся. Впрочем, некоторая подготовка зрителя все же есть: спектакль предваряет небольшая, но довольно емкая не то, чтобы лекция об эпохе – скорее неформальная беседа о ней, приглашение к творческому сотрудничеству (наш проводник по времени – журналист Денис Лизин).
И тут же, вслед беседе, закручивается действие – точнее, действо. Главные лица эпохи – поэты, художники, оказавшие огромное влияние на грядущее столетие – проходят перед нами яркой и трагической чередой. Место их встречи – вполне реальное: артистическое кафе-кабаре «Бродячая собака» в Петербурге-Петрограде, просуществовавшее недолго, но ставшее легендой. Сюда приходят Николай Гумилев и Анна Ахматова, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Мы слышим стихи, отрывки из писем и дневников, дающие представление о мироощущении этих людей, о происходящем за стенами подвального кабаре, о трагических судьбах тех лет. Радует, что нет отсебятины: каждый говорит то, что он действительно говорил. Достоверность и музыкальность украшают спектакль.
Действие «сшивают» песни Вертинского. Актер Леонид Семёнов – Вертинский – блестяще ведет свою партию. Он необычайно пластичен, ему полностью веришь – да, это без сомнения сам Вертинский, даром, что не похож чертами. На нем в большой мере держится весь спектакль.
Интересно, что к внешнему сходству с реальными героями создатели спектакля, видимо, сознательно не слишком стремились. Анна Ахматова и Марина Цветаева без характерных челок. Маяковский почти деликатен, во всяком случае, далеко не так задирист и громогласен, как следовало ожидать. Но текст – самое главное – исполнители доносят, а трагизм эпохи встает во весь свой рост, и достигается это на эмоциональном уровне, методом погружения. Декораций минимум, да большего и не требуется. Удачны и световые решения. Например, сообщая об отречении государя, фрейлина распахивает дверь в фойе, и оттуда неожиданно бьет в глаза ярко-алый свет: не то заря новой жизни, не то кровавая волна хлынула с улицы.
Можно поздравить создателей спектакля с успехом. Так как перед нами специальный проект «Культпросвет» - надеюсь, что цель достигнута: молодые люди, увидевшие спектакль, скорее всего, захотят поближе познакомиться с его героями и, придя домой, заглянут в книги и откроют для себя великую поэзию.
Наталья Ванханен, фото пресс-службы театра