«Парадокс скворца» по пьесе израильского драматурга Майи Арад Ясур «Амстердам» - заключительная премьера в 101 сезоне на малой сцене Театра Маяковского. Постановка вызвала прямо противоположные мнения у критиков: «От спетаклика пошиба драмкружка» до «на данный момент – это лучшая постановка Театра Маяковского за сезон». Режиссер Ирина Васильева, недавняя выпускница Мастерской Сергея Женовача (ГИТИС), в своем комментарии сформулировала вопросы, которые злободневно звучат сегодня для всех нас.
«Мы выстраиваем спектакль как хор голосов в голове главной героини. Одна, в чужой стране, она раздираема вопросами: ответственен ли я за то, что делал мой народ до меня? Способен ли один человек оплатить счет за вину государства? Могу ли я быть своим вдалеке от родной стаи? Мы неразрывно связаны со своими корнями и пространством. Мне кажется, историческое прошлое и настоящее сталкиваются в каждом отдельном человеке и требуют от него честных ответов».
Майя Арад Ясур имеет репутацию новатора в израильской драматургии и вместе с тем работает с острыми социальными проблемами. Ее пьеса «Амстердам» была поставлена во многих европейских театра. Русский перевод появился в 2018-м.
На сцене пять актеров – Юлия Марычева, Арина Нахарова, Алина Вакаева, Иван Ковалюнас, Олег Сапиро. Главная героиня - скрипачка из Израиля, переселившаяся в Амстердам. Она сбежала от войны, чтобы играть свою музыку и прожить свою жизнь. Но парадоксальным образом вторая мировая ее догнала… Вдруг приходит большой счет за газ. Как выясняется, что в арендуемой ею квартире в 1944 году жила еврейская семья, в которой жена была арестована по вине мужа, ставшего коллаборационистом. Женщина погибла в Освенциме, а счет за газ был не оплачен. И вот за десятилетия с учетом пени сумма выросла до баснословного размера.
Судя по всему, пародокс скворца, заключается в том, что он связан невидимыми нитями со своей стаей, хотя и птица перелетная. «Но возможно ли перестать быть скворцом и стать свободным гражданином мира?», - размышляет скрипачка. Из архивных документов той уже далекой войны стало известно, что власти Амстердама, следуя закону, требовали от евреев, вернувшихся из концлагерей, как не странно, оплачивать непогашенные счета…
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Ольга Стрелец