На Симоновской сцене Театра им. Е.Вахтангова режиссер Павел Сафронов поставил спектакль по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» (1928 г.), которую называют одной из первых черных комедий. Что же такое черная комедия? Это когда ее главный герой, оказавшись в сложной и спорной ситуации, выходит из нее с юмором. К.С. Станиславский сравнивал Эрдмана с Гоголем и добился разрешения на постановку «Самоубийцы». Однако Сталин, увидев готовый спектакль, наложил на него запрет, считая эту пьесу «пустой и вредной».

 

Во время хрущевской оттепели попытки поставить или опубликовать пьесу возобновились. В 1982 году В.Плучек поставил «Самоубийцу» в Театре Сатиры, но вскоре после премьеры спектакль сняли с репертуара. Постановки в Театре имени Вахтангова, в Театре на Таганке также были запрещены. Не смотря ни на что, сотрудничество Николая Робертовича Эрдмана с Театром Вахтангова все-таки состоялось! Он стал автором куплетов и текстов к интермедиям в спектаклях «Лев Гурыч Синичкин» (1924 г.), «Мадмуазель Нитуш» (1944 г., 2004 г.) и «Два веронца» (1952 г.).

В ФРГ в 1969 году пьеса «Самоубийца» впервые была опубликована на русском языке. В том же году в Гетеборге (Швеция) осуществили ее постановку на театральной сцене. Уже после смерти автора в начале 70-х годов вышел перевод на немецкий язык. И сразу же спектакль появился в театрах Цюриха, Западного Берлина, Вены. Мюнхена, Франкфурта-на-Майне. Успех был таков, что  «Самоубийцу» Эрдмана подхватили во Франции, Канаде, США, Великобритании. В Советском Союзе первая публикация пьесы случилась лишь во время перестройки в 1987 году в журнале «Современная драматургия».

Режиссер Павел Сафронов, отвечая на вопрос: «Почему именно сейчас решил обратиться к пьесе «Самоубийца» Эрдмана?», - ответил так: «Меня привлекла тема пьесы – столкновение личности, человеческой индивидуальности с социумом, обществом. Как в этих обстоятельствах человеку себя сохранить? В пьесе – конкретные приметы времени, быт, но это фантасмагория. Я думал о словах Подсекальникова, который собирается лишить себя жизни: «Человек есть клетка. И томится в этой клетке душа…  Ну а если клетка пустая? Если души нет? Что тогда? Есть загробная жизнь или нет?» Это главный вопрос, который мучает каждого. На что стоит тратить жизнь, во что верить? В финале пьесы есть ответ: надо жить не ради лозунгов, а быть свободным».

Что значит быть свободным, вот в чем вопрос. Среди многих постулатов, это самостоятельное принятие решений, во-первых, выбор суждений и веры по себе, во-вторых, наконец, выражение протеста, если твое мнение как гражданина не совпадает с принятым решением государственных институтов. В пьесе «Самоубийца» Николай Эрдман выявил абсурд советской действительности, о которой один из персонажей  очень точно высказался: «В настоящее время Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый».

В главной роли - Семена Семеновича Подсекальникова – Юрий Цокуров, которому в год 100-летия Театра имени Вахтангова выпала честь исполнить роль Евгения Вахтангова в спектакле-променаде «Вахтангов. Путь к Турандот» режиссера Владимира Бельдияна. И Юрий Цокуров награжден двумя театральными премиями «МК».

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика