Наступивший 2020 год Театр Маяковского открыл премьерой спектакля "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова, написанной в 1967 году. Классика отечественной драматургии.  Построенная на стечении комических обстоятельств, она демонстрирует некоторый крен в трагизм изменчивой человеческой жизни. Трагикомедия, как известно, сложнейший жанр. И дается немногим драматургам. Вкратце о сюжете. Студент Владимир Бусыгин и его шапочный приятель Сильва (Семен) опаздывают на последнюю электричку и оказывается...

перед перспективой ночевки под открытым небом где-то за городом. Волей случая им удается переночевать в доме незнакомых людей и даже внушить главе семейства Андрею Григорьевичу Сарафанову, что Владимир - его внебрачный сын. Но вот незадача: выросший в неполной семье самозванец проникается глубочайшим уважением к "отцу". А главное - влюбляется в дочь хозяина Нину. И она, между прочим, тоже.  Ибо откровенно сожалеет, что этот мужчина приходится ей братом. Кстати, в спектакле он старше и зрелее, чем у Вампилова: в первоисточнике студенту чуть за двадцать.

Прекраснодушие (в лучшем, далеком от иронии смысле) -  вот главное качество, воплощенное в старшем Сарафанове. Явно не вписывающееся в систему сегодняшних приоритетов. Да и вчерашних тоже. Не будем обольщаться. И все же в шестидесятые с их светлой риторикой и завышенными надеждами это произведение казалось органичным. Почему же спустя десятилетия к вампиловской пьесе обращаются снова и снова? Видимо, потому что вечных ценностей никто не отменял.

Народный артист России Игорь Костолевский мастерски создал многогранный образ. В его герое интеллигентская беспомощность соседствует с немалой силой духа, проявляющей себя в критических ситуациях. В нем трогательная усталость наигравшегося ребенка. Он, в прошлом музыкант, как раз тоже играет. На похоронах и свадьбах... Скрывает это от близких, а они давно в курсе. Профессиональная не востребованность усиливает возрастную обидчивость, впрочем, быстро перегорающую. Когда он узнает правду о "старшем сыне" (есть еще младший - Василий), то даже не обижается. Только приходит в недоумение: разве так можно?! И совсем скоро призносит мудрую примирительную фразу: "Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном". Возникшие узы внутреннего родства не перешибешь никакими фактами.

Другие характеры в спектакле линейнее. Порой очерченные, как представляется, с избыточной резкостью. Если недалекий зануда-курсант Михаил (жених Нины), то почти карикатурный персонаж. Если самовлюбленный ловелас Семен, то подлец-подлец. Если подросток Вася страдает, то до самозабвения. Если на сцене ссорятся, то буквально искры летят.

Многие помнят без преувеличения эталонный фильм Виталия Мельникова "Старший сын" с Евгением Леоновым и Николаем Караченцевым, снятый в 1975 году. На пресс-конференции художник-постановщик спектакля  Мариус Яцовскис поделился мыслями на неизбежно возникающую тему:

- Кажется, что после такого фильма нечего больше сказать. Нужна была смелость, чтобы взяться за этот материал. Мне кажется, получилось совсем не похоже. Временные и пространственные параметры - не главное. Это универсальная история об умении любить. О доверчивости и наивности, которые сейчас воспринимаются как проявление слабости. Но они имеют смысл.

Актер Алексей Дякин (Владимир Бусыгин) на вопрос, сравнивает ли он новую постановку и старый фильм, ответил так:

- В этом вроде бы легком сюжете такая глубина, такой это айсберг. Мне очень нравится игра Николая Караченцева и сам фильм, конечно. Но кино - это кино, театр- это театр. А я - это я... И еще: совместная работа с Игорем Матвеевичем была счастьем.

И, наконец, слово режиссеру Анатолию Шульеву:

- Для меня это история о том, как чужие становятся близкими, когда у них появляется общая память. О гармонии, выходе из кризиса. О надежде. В жизни и так много депрессивного. В искусстве оно не должно преобладать.

Лариса Ровнянская,  фото Сергей Петров, Светлана Телятникова-Никабадзе (1)

Яндекс.Метрика